Елена Ушанова
Деловая игра «Речевой коллоквиум»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас деловая игра «Речевой коллоквиум» (разговор или беседа)
Цель: активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
Публикация «Деловая игра „Речевой коллоквиум“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Разделить педагогов на 2 команды: из чудесного мешочка педагоги поочередно достают яблоко или грушу.
1 ЗАДАНИЕ: Придумать название команды и девиз.
2 ЗАДАНИЕ «Вопросы» :
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО :
• Овладение речью как средством общения.
• Обогащение активного словаря.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие речевого творчества.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
• Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
3. Каковы задачи словарной работы?
• Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?
• Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
5. Что такое диалог?
• Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.
6. Что такое монолог?
• Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
7. Рассказ - описание - это….
• Рассказ - описание - это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
8. Рассказ - повествование - это.
• Рассказ - повествование - это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.
9. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т. д.)
10. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
11. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
12. Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
3 ЗАДАНИЕ. СКАЗКИ
1. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
9. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)
12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности(«Айога».)
14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)
16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
2. Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 команда
кашечрохав («Хаврошечка»)
боклоко («Колобок»)
зоркомо («Морозко»)
2 команда
очвокамйюд («Дюймовочка»)
дыродйом («Мойдодыр»)
гукароснеч («Снегурочка»)
3. Покажите сценку – пантомиму при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики)одной из предложенных сказок так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.
Для первой команды: «Теремок»
Для второй команды: «Колобок»
4.«Зашифрованные сказки».
Необходимо расшифровать перевёртыши, т. е. нужно подобрать слова с противоположным по смыслу значением:
1. Синяя бейсболка («Красная шапочка»)
2. Квадратик («Колобок»)
3. Мышка-домоседка («Лягушка-путешественница»)
4. Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
5. Собачья конура («Кошкин дом»)
6. Петушок бесцветный («Курочка Ряба»)
7. Девочка с ладошку («Мальчик с пальчик»)
8. Прекрасный лебедь («Гадкий утёнок»)
9. Чесночная девочка («Чиполлино»)
10. Свеколка («Репка»)
5. «Помогите сказочным героям вернуть свои имена».
1. Домовёнок (Кузя)
2. Папа (Карло)
3. Старик (Хоттабыч)
4. Почтальон (Печкин)
5. Доктор (Айболит)
6. Синьор (Помидор)
7. Царь (Салтан)
8. Карлик (Нос)
9. Илья (Муромец)
10. Соловей (Разбойник)
11. Змей (Горыныч)
12. Баба (Яга)
13. Дядя (Фёдор)
14. Кот (Матроскин)
15. Кащей (Бессмертный)
16. Старуха (Шапокляк)
17. Крокодил (Гена)
18. Крошечка (Хаврошечка)
19. Сестрица (Алёнушка)
20. Королевич (Елисей)
4 ЗАДАНИЕ «ПОСЛОВИЦЫ»
1. Найдите лишнюю пословицу:
• "Хвастать - не косить, спина не болит".
• "Не спеши языком - торопи делом".
• "Язык до Киева доведет".
• "От слова до дела - сто перегонов".
2. Найдите пары:
• "Кто грамоте горазд, тому не пропасть".
• "Руби дерево по себе".
• "Знания никому не в тягость".
• "Без корня и полынь не растет".
• "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".
• "По Сеньке и шапка".
3. Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:
Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)
Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)
Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)
Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит»).
Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)
4. Творческий конкурс.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.
Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»
Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
6. ЗАДАНИЕ СКОРОГОВОРКИ
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Психологический тест «Сказка сказывается»
В глубине души каждой из нас живет маленькая девочка, которой нравилось слушать сказки. Наверняка одна из них была самой любимой. Кстати, именно сказочные предпочтения могут многое о вас рассказать. Вспомните: какая сказка всегда находила отклик в душе, какая героиня вызывала вашу симпатию с детства?
«Спящая красавица»Вы верите в судьбу — и, если можно ничего не предпринимать, с удовольствием будете делать именно это (то есть — не делать ничего). Вы — чемпионка по откладыванию дел в долгий ящик и очень не любите суетиться. Кстати, эта позиция не столь уж плоха, ведь жизнь — это система, которая сама стремится к состоянию равновесия, и иногда полезнее просто подождать, чем «бросаться грудью на амбразуру». Именно этим искусством — держать паузу — вы владеете практически в совершенстве.
«Красная Шапочка» В душе — самая настоящая авантюристка (какой бы тихоней вас не считали окружающие). Только постоянный поиск новых приключений делает вашу жизнь яркой и насыщенной. Вы частенько надеетесь на авось и не трудитесь просчитывать заранее последствия своих поступков. Впрочем, судьба к вам благосклонна, так что ваши надежды довольно часто оправдываются. Ваша непосредственность и откровенность постоянно притягивают мужчин, которые жаждут вас опекать и заботиться. Но обычно одной инфантильности, пусть даже самой очаровательной, для того чтобы строить серьезные отношения, все-таки маловато. Попробуйте вести себя немного серьезнее — хотя бы иногда…
«Золушка» Непростое детство — достаточно частая причина того, что порой взрослая уже девушка твердо уверена в одном — любовь нужно заслужить, работать над чувствами, не покладая рук, и, может быть, тогда появится какой-то крошечный шанс на то, что ей ответят взаимностью. Простая мысль о том, что по-настоящему любят не за что-то, а просто так, по умолчанию, принимая человека всего целиком со всеми его достоинствами и недостатками, даже не пытаясь переделать его на свой лад, просто не приходит в голову многим «Золушкам». Скорее всего, вы очень хотите быть хорошей для всех и порой теряетесь от того, что кто-то не считает вас таковой или даже осмеливается критиковать. Ваше упорство и трудолюбие заслуживают уважения — и для гармонии вам не хватает пары пустяков — чуть меньше болезненности в восприятии критики, чуть больше уверенности в себе — и жизнь заиграет новыми красками.
«Аленький цветочек»(Красавица и чудовище)» Вы из тех, кто предпочитает всегда выполнять обещания, и уверены, что подобная принципиальность должна быть вознаграждена по заслугам. Вы точно знаете, что хорошо, а что — плохо, но ровно до тех пор, пока дело не касается сильной половины человечества. Что-что, а ваши отношения с мужчинами никогда не бывают простыми и понятными. Готовность полюбить «чудовище», уверенность в том, что взрослого человека можно как-то «переделать», а его прежние поступки оправдать и начать жить вместе «долго и счастливо», могут сыграть с вами злую шутку. Выше голову и больше любви к себе — и на смену мужчинам из категории «хоть плохонький, но мой» обязательно придут прекрасные принцы.
«Гадкий утенок» Если вы ассоциируете себя с главным «героем» этой сказки, не стоит удивляться количеству обманутых ожиданий в вашей жизни. Впрочем, это не самая печальная часть нашей истории — многие «гадкие утята» вырастают, живя предвкушением «сладкой мести», которая наступит завтра. Настоящее для них — переходный этап, которому они уделяют очень мало внимания — они настолько поглощены своим желанием что-то кому-то доказать, что не замечают, как жизнь проходит мимо. Вместо того, чтобы ждать, когда же окружающие соизволят оценить вашу неземную красоту и уникальность, попробуйте на какое-то время забыть об их существовании. Позвольте себе не страдать и не зависеть от чужого мнения, сосредоточьтесь на собственных ощущениях «здесь и сейчас» и получайте удовольствие от того, что радует лично вас.
«Царевна-лягушка» Те, кому наиболее симпатична Василиса Прекрасная, обычно подсознательно понимают, что мужчины весьма снисходительно и где-то даже небрежно относятся к «добыче», которая сама вешается им на шею. Прелесть в том, что, несмотря на бегущую строку «добейся, если сможешь», вы знаете, что секрет совсем не в ней, а в том, что написано самым мелким шрифтом под ней «я-то тебя уже выбрала». Вы играете с мужчинами, которые, в свою очередь, думают, что они играют с вами. Кроме того, вы способны поразить сильную половину человечества мгновенным преображением и весьма неожиданным для девушки знанием-умением. Вы умеете импровизировать и с удовольствием фантазируете, при должном стечении обстоятельств из вас получается отличный генератор идей.
«Русалочка» У тех, кому нравится именно этот сюжет, имеется одна отличительная особенность — это склонность к самопожертвованию во имя любви. Вам нравится спасать, уговаривать, просить, вытаскивать из неприятностей, проявляя всю свою изобретательность, и даже умолять — словом, любимому вы готовы прощать все что угодно (ну, или почти все). Где-то в глубине души вы уверены, что право на счастье нужно выстрадать, иначе оно не будет настоящим. Вместе с тем вам присуще умение двигаться к цели так, будто вы отгадываете квест — даже если вы по каким-то не зависящим от вас причинам вынуждены отклониться в сторону, вы всегда держите в голове конечный результат. Если вы по-настоящему чего-то захотите, то наверняка этого добьетесь, другое дело, что жизнь не всегда согласна с вами в том, что цель оправдывает средства…
Все команды по очереди вытягивают и отвечают на вопросы по итогам работы деловой игры.
Вопросы:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на фруктах написать пожелания, рекомендации, ваше настроение после игры и положить их в «Чудесный мешочек» «Наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться нам в дальнейшей работе.
Спасибо всем участникам за игру. Надеюсь, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Спасибо членам жюри за оценки. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии.