Альбинаг Гетт
Деловая игра для педагогов «Развитие речемыслительных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Развитие речемыслительных способностей дошкольников» акцентирует внимание педагогов на необходимости коррекционно – развивающего воздействия как на речевую деятельность ребенка в целом, так и активизацию мыслительных процессов.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Развитие речемыслительных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Цель: осмысление необходимости и возможности применения дидактических игр и упражнений как одного из средств развития речемыслительных способностей дошкольников.
Задачи:
– актуализировать теоретические знания о понятиях «речь», «мышление», «психические процессы», смысл и содержание понятий;
– обменяться имеющимся опытом работы по развитию речемыслительных способностей дошкольников в образовательной практике учреждения.
Оборудование: грецкий орех, мяч, разноцветные кружки, «волшебный мешочек».
План проведения деловой игры.
I. Приветствие. Цели и задачи деловой игры.
II. Игра «Вспомним очевидное».
III. Упражнение «Определи задачи».
IV. Игра «Игровая коллекция».
V. Итог деловой игры.
Перед началом игры участники делятся на две группы, рассаживаясь за столы под названиями «Речь», «Психические процессы».
I. Приветствие. Цели и задачи семинара.
1. Приветствие.
Игра «Комплимент» (вызываются 6-8 человек)
Первый участник передает мяч соседу, произнося комплимент. Второй участник повторяет его и называет свой комплимент. И т. д.
2. Знакомство с темой.
Тема нашей встречи - «Игровая коллекция как средство развития речемыслительных способностей дошкольников». На примере игры-приветствия можем увидеть, как связаны речь и психические процессы: Вы называли комплимент, и это сопровождалось речью. Однако прежде чем сказать комплимент, вам необходимо было оформить фразу, т. е. задействовать мышление. А когда вы повторяли комплимент, полученный от другого человека, включали в работу такой психический процесс, как память.
II. Игра «Вспомним очевидное».
«Ассоциации». Участникам предъявляется грецкий орех и предлагается назвать ассоциации, которые он вызывает. (Ведущая подводит к ассоциации «мозг».)
«Мозговой штурм». Передавая орех друг другу, участники групп называют «очевидные» факты, которые связаны с понятиями: «речь», «мышление». В итоге участники обобщают сказанное и выявляют взаимосвязи между понятиями «речь» и «мышление».
«Мозговой штурм» сопровождается слайдовым сопровождением со следующим содержанием:
1. Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей, специфически человеческой формы отражения действительности.
2. В единстве с речью возникает мышление, которое отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове.
3. Речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой. Они составляют сложное единство друг с другом.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Чем более неясной является наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Это особенно надо иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для развития речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее мышление.
Сегодня в ходе нашей встречи мы разработаем игры, направленные на развитие речемыслительной деятельности и психических процессов. А базироваться будем на лексической теме «Эмоции».
III. Упражнение «Определи задачи».
Участникам предлагается поиграть в игру «Наоборот» (с мячом).
Доброта – злоба; мудрость – глупость, радость – горе, любовь – ненависть, счастье – несчастье, трус – храбрец, друг – враг, печальный – радостный, говорить – молчать.
Участники группы «Речь» определяют задачи по развитию компонентов речевой системы, которые решаются в ходе данной игры. Участники группы «Психические процессы» определяют задачи по развитию психических процессов.
IV. Игра «Игровая коллекция».
Упражнение «Найди соратника». Участники достают из «волшебного мешочка» разноцветные кружки и объединяются в группы по цвету.
«Коллекция игр». Участники каждой группы разрабатывают игру или игровое упражнение на развитие речи и психических процессов, связанные с лексической темой «Эмоции» и презентуют разработку коллегам.
V. Итог деловой игры.
Мы постоянно стремимся найти методы и приемы педагогического воздействия, которые помогут развить интеллект ребенка, овладеть нормами родного языка, сформировать у воспитанников осознанное отношение к окружающей действительности. И предлагаемые Вами дидактические игры помогут нам на этом пути.
Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники находятся в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши, улыбаться и смотреть на кого-то из участников. Они начинают хлопать и улыбаться вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать и улыбаться все участники.