Наталия Стрельцова
Деловая игра по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра по экологическому воспитанию
"Ребенок открывает мир природы"
Цель: выявить имеющие знания у воспитателей по вопросам экологии
Материалы и оборудование:
Доска, на которой расположена модель цветка, сделанная из ватмана и разноцветной бумаги.
Ход игры
Воспитатели рассаживаются напротив игрового поля по группам
Публикация «Деловая игра по экологическому воспитанию „Ребенок открывает мир природы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
I часть. Теоретическая
Сегодня мы будем открывать мир природы с помощью гадания на ромашке. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)
Отрываем лепесток. Он называется
«Отвечай-ка» (по одному вопросу отвечают поочередно все группы)
1. Что означает термин “Экология”.
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году,
происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и
понимается как наука о среде обитания, или
наука о взаимоотношениях
организмов и окружающей среде.
2. Экологическая проблема— это изменение природной среды
в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и
функционирования природы
3. Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал
экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное
содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их
взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи
между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу»
(окружающая среда, «как я живу» (поведение и ответственность, «с кем я живу»
(соседи по планете, взаимосвязь с ними, «когда я живу» (взаимодействие во
времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с
человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и
животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
4. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность
воспитателя и детей
Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,
– НОД (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,
рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о
заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т. д,
– опыты, поисковая деятельность
–проектная деятельность, изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние
животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные,
интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
5. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.
На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.
Мы с родителями можем проводить:
•собрания, консультации, семинары
•Дни открытых дверей
•праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и
др.)
•оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки,
словесные игры для разучивания дома)
•составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки,
фотографии, высказывания детей о природе)
•беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести
домашнего питомца)
•совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической
газеты и тд.
6. Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
ПРИМЕР: вы ведёте детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы
показываете им дерево - берёзу и рассказываете, как оно называется. Чем
отличается от кустарников? А берёза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Как нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие
превратилось в экологическое? Необходимо обратить внимание ребят
на условие, безних берёза не может
прожить, на её связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: берёзе нужна почва – она держит её корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух – листики дышат, нужен дождь, веете, который разносит семена, и т. п.
Второй лепесток «Читай-ка» На основе художественных произведений формируется любовь к природе. Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которымизнакомят детей в детском саду: В. Бианки, М. Пришвин, Э. Сетон Томпсон,К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
2. Назовите художников?
И. И. Левитана «Весна. Большая вода», «Март»
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»
А. И. Куинджи «Берёзовая роща»
И. И. Шишкин «Рожь», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубовая роща»
А. А. Пластов «Первый снег»
Упражнения Теоретический тренинг. "Пятиминутки хорошего настоения" (проводит педагог-психолог)
Цель: Снятие напряжения и усталости, способствовать теплой атмосферы в группе и сплочению ее участников.
Лепесток "Решай-ка"
Подумай и ответь:
1. Какой снег быстрее тает грязный или чистый (грязный -потому что солнце к темному припекает сильнее
2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза)
3 Зачем белке длинный и пушистый хвост
4. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы
5. Почему июнь называют месяцем тишины (Птицы сидят на гнездах и высиживают птенцов)
6. У какого насекомого уши на ногах
7. Сколько ног у паука? (8)
Следующий лепесток "Отгадай-ка"
1. В воде родится, а воды боится (соль)
2. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)
3. Из листка – на удивленье –
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок – не жалко,
Будет новая. (фиалка)
4. В нашей комнате растет,
Никогда он не цветет.
Листья у него как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветет,
Человек там клад найдет (папортник.)
II часть. Практическая
Лепесток " Думай-ка"
1. Составить экологический плакат о воде. (Вода- источник жизни. Берегите ее)
2. Записать в "Жалобную книгу природы" жалобы, поступающие от растений и животных. Что необходимо сделать, чтобы этого не было.
Итоги игры подводит жюри, которое отмечает самых активных игроков