Жанар Оспанова
Деловая игра с участием родителей «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для родителей «Я сам»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Наше собрание пройдет в виде деловой игры. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…» И еще одно: «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М. Монтессори).
Публикация «Деловая игра с участием родителей „Я сам“» размещена в разделах
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Наши детки сейчас находятся в периоде интенсивного развития психики и физиологии. Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно у детей до 3х лет. Психологи считают, что ребенок в возрасте до 3х лет приобретает до 70% информации об окружающем мире.
Какие они наши дети? Слишком эмоциональны, слишком впечатлительны, слишком внушаемы.
Кроха из первой младшей группы - уникальная личность, и наша задача ценить, поддерживать и развивать ее.
Важно наблюдать за развитием и поведением ребенка, и не только наблюдать, но и направлять, помогать, учить, т. е., воспитывать.
Жеребьевка: участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды) и занимаю свои места.
Правила игры:уметь слушать других, вырабатывать общее решение вопроса, принимать активное участие в игре, не оспаривать оценку жюри, соблюать культуру речи и тактичность.
Итак, начинаем нашу игру.
1 этап: «Разминка». Придумать название команды, девиз, выбрать капитана команды. (5 мин)
2 этап: «Список дел». Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться без Вашей помощи. (3 мин).
Список дел обсуждается (10 мин)
Комментарии воспитателей: мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом, не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
-одеваться и раздеваться в определенной последовательности; одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
-своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
-пить из чашки, кушать, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
-правильно пользоваться ложкой.
-убирать игрушки.
-выполнять небольшое поручение взрослых.
Маленький ребенок – существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь : «Я сам!». Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, чаше просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя.
Динамическая пауза: «Найдите собратьев» каждый участник команды вытягивает листок со словами:кошка, собака, лягушка, петух, курица. Издавая характерный каждому животному звук, с закрытыми глазами, участники должны сгруппироваться в 5 групп. Это задание не оценивается.
Легко ли вам было найти друг друга? Какие трудности вы испытывали?
3 этап: «Рассуждаем»(10 мин) Капитаны команд, выберете один из двух шаров. В них листочки с вопросами, на которые вы должны дать ответ.
1 шар. Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
2 шар. По своей природе дети очень активны и очень часто стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
Комментарии воспитателей: в принципе воспитание самостоятельности-это приучение ребенка к той мысли, что для него-как и для всех в доме-существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечиваю100% жизнедеятельности малыша, должен постепенно шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.
Стремление делать все самому – это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека. Основные навыки самостоятельности закладываются приблизительно к 3м годам.
В нашей группе, не все дети могут снимать-одевать через голову футболку или натягивать тугие колготки, вот и вы не делайте это за них! Изобразите, что вы уже одеты и выходите, а ваш ребенок еще не одет. Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него – игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках – это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверить, все ли у него лежит на местах.
4 этап: «Разберемся в ситуации» (10 мин)
Разбор ситуации.
Для первой команды: «Кирилл (2,5 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «бесцельную возню, быстрыми движениями, не скрывая раздражения, стараетсянатянуть колготки. Малыш поднимает крик: «Я сам, я сам!». Мама: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «я сам»
Примерные вопросы:
- правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
-как вы думаете, почему она так поступила?
-как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
Воспитатель: В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно проявляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам» - это стремление к самоутверждению, осмысливание окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеют преодолевать трудности, они ждут, что за них сделают взрослые.
Для второй команды: «Алеше 4й год, но он по сравнению с детьми его возраста, совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!». Зато дома у Алешисо взрослыми властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика»
Примерные вопросы:
-чем обусловлена беспомощность мальчика?
-проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
-можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Комментарии воспитателей: пытаясь проявить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.
Воспитание самостоятельности – работа очень тонка и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помещать его развитию, будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни будет не страшно.
Внимание:
1. Никогда не помогайте ребенку в каждом его деле, пока он вас об этом не попросить сам. Если же он обращается за помощью слишком часто – придумайте предлог, чтобы отложить своюпомощь и дать ему еще один шанс.
2. Почаще поручайте ребенку что–нибудь сделать самому. Никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.
3. Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордым тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама «наделась» (сам «наделся»)- имеет полное право напрогулке кататься с горки не 10 мин, а 15.
4. Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме.
5. Старайтесь общаться с ребенком наравных, не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения «как ты думаешь что нам нужно еще купить?» «может нам стол на кухне переставить сюда, что ты об этом думаешь?»
И не забывайте: самому, что ненаесть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребенок подробен бумажному змею – он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке.
Динамическая пауза: «Соберите пирамидку». Команды встают в две колонны. Кто быстрее соберет пирамиду без стержня.
6 этап: «Список прилагательных». (7 мин)
Самостоятельность не означает полное свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-3х лет свойственно ассоциальное поведение. Это происходит, потому что ребенок еще не понимает, что значит «правильные действия» и «неправильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершатся результатом, которуюустраивал бы всех.
Предлагается каждой команде назвать прилагательное или определение самостоятельности. Родителям задается вопрос : «Каким вы видите ребенка, обладающего навыками самостоятельности?»
Родители предлагают качества и характеристики соответсвующие их представлениям (целеустремленным, уверенным, чистым, аккуратным и т. д.). воспитатель : в нашем детском саду для воспитания детей самостоятельности мы используем такие педаг. приемы и методы, как:
-игровая мотивация
-эмоциональный настрой
-учет возрастных особенностей детей
-многократное повторение действий
Итоги анкетирования
Воспитатель: предлагаем Вам проявить себя в творчестве.
7 этап:Синквейн-это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ»
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющая содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующее данное предложение
3 строка – три глагола, показывают действие понятия.
4 строка- короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
5 строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свое чувство, ассоциацию связанные с данным понятием.
Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.
Ведущий: Вот закончилась наша игра, пора подводить итоги.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства- развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.
Итак, слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итог. Родителям раздаются памятки (по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, по ПДД, по пожарной безопасности в быту)
И на последок: игра направленная на сплочение родителей и воспитателей «воздушные шары»
Воспитатель: «обращаю внимание на большое кол-во воздушных шаров. Какие воздушные шары? (разноцветные, легкие, круглые и т. д.).
Как вы думаете, сможет ли один родитель или один воспитатель удержать все эти шары в руках без помощи ниточки? (нет). Да не сможет, несмотря на то что они легкие. А давайте все вместе удержать шары в руках!
Родители и воспитатели берутся за руки и не разъединяя рук вытягивают их в центр получившегося круга, затем в этот круг из рук сверху на руки кладутся возд. шары по количеству человек.
Воспитатель: Совместными усилиями, собравшись в единое целое, мы смогли удержать шары на руках. Только сообща, поддерживая и понимая друг друга, мы сможем вырастить из наших малышей всесторонне развитую самостоятельную личность. Так пусть же наши с вами отношения всегда будут такими положительно яркими и легкими как эти возд. шары! Давайте каждый возьмет себе по шарику, как символ нашей с вами большой семьи.
Спасибо за игру.