Светлана Вовк
Деловая игра для родителей подготовительной к школе группы «Ребёнок на пороге школьной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «
«Карапсельский детский сад №8»
Разработка содержания мероприятия
«Ребенок на пороге школьной жизни»
в подготовительной к школе группе»
Подготовила :
Лузанова Светлана Александровна,
воспитатель
Публикация «Деловая игра для родителей подготовительной к школе группы „Ребёнок на пороге школьной жизни“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
МБДОУ «Карапсельский детский сад №8»
с. Карапсель 2015г.
Тема: ««Ребенок на пороге школьной жизни»
Форма проведения: круглый стол
Аудитория: родители подготовительной к школе группы
Информационно – техническое обеспечение:
1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе на кирпичиках
2. Фигурки человечков (девочек и мальчиков).
3. «Ведет, ведет дорога до школьного порога» (картинки с изображением школы и разные дорожки к ней).
4. Памятки для родителей.
5. Рисунки детей на тему: «Как представляю себя в школе?»
6. Список компонентов школьной готовности.
7. Конфеты
Вступительное слово воспитателя.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Скоро наши дети пойдут в школу. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап в вашей жизни. Поэтому тему нашей деловой игры мы так и назвали: «Ребёнок на пороге школьной жизни».
Для начала я предлагаю вам познакомиться, в этом нам поможет звонок, у кого в руках окажется звонок нужно назвать своё имя, пожелать доброго утра тому, кто передал вам звонок, назвав его по имени.
Очень скоро школьный звонок позовёт ваших детей в первый класс, на первый урок и каждый родитель хочет, чтобы ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что значит готовность ребёнка к школе?
Какими качествами, умениями и навыками должен обладать на ваш взгляд «идеальный первоклассник» на момент поступления в школу? (ответы родителей)
1. Тест «Пирамида».
Родителям предлагается следующее задание: Вам предлагаются кирпичики, где написаны различные показатели. На первую (нижнюю) строчку необходимо выложить 4 показателя, которые Вы считаете наиболее важными при подготовке к школе. На вторую выкладываете 3 менее важных из оставшихся показателей. На третью – не особо важный показатель.
2. Упражнение «Мой ребенок – будущий первоклассник».
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Возьмите фигурку ученика и напишите на ней те качества, которыми, по вашему мнению, обладает ваш ребёнок, а ниже качества, которые ещё недостаточно сформированы. А теперь поставьте фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе «Ведет, ведет дорога до школьного порога»
Полоска красного цвета означает сильное Ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства.
3. Рисунки детей на тему: «Как я представляю себя в школе?»
Критерии оценки выставки детских работ «Как я представляю себя в школе?»
- Хочет ли ребенок взрослеть?
- Хочет ли он стать школьником?
- Каким, на Ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?
- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
- Есть ли на рисунке ученики, учитель?
- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске. ”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят». «Мне тревожно».
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе :
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя :
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Задание № 2
После того как родители познакомятся с распечатками, воспитатель предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания — до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.
1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: “Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо “золотой” ребенок, не то, что другие”.
2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину : вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
4 ситуация. Мама Оли рассказывает: “С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко”.
В заключение собрания родители становятся в круг, из сундучка каждый достаёт конфету, на которой написано чувство (радость, удовольствие, воодушевление, любовь, интерес и т. п.) и составляют пожелание с соответствующим словом (Например, я желаю, чтобы ваш ребёнок пошёл в школу с радостью, после чего воспитатель раздаёт памятки для родителей.
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.