Елена Кащеева
Деловая игра «Искусство в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство в жизни человека»
Цель: Систематизировать знания педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников. Формировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций. Развивать фантазию, творческое воображение и ассоциативное мышление. Стимулировать желание проявлять инициативу, отстаивать свою точку зрения. Закреплять навыки работы в коллективе.
Публикация «Деловая игра „Искусство в жизни человека“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход игры:
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Все участники получают по одной карточке с фрагментом репродукции пейзажной картины известного художника (Саврасов «Грачи прилетели» или Левитан «Золотая осень»). Задача педагогов – сложить изображение и назвать имя художника и название картины. Таким образом, образовываются две команды.
Ведущий дает целевую установку для проведения деловой игры :
-каждая команда проходит все этапы игры по намеченному маршруту;
- результаты выполнения заданий оцениваются по пятибалльной системе. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Следование команд по маршрутам.
«Угадай-ка»
Педагоги получают карточки с вопросами и вариантами ответов на них, позволяющими выявить знания средств, методов и приемов эстетического воспитания дошкольников. Участники должны отметить в карточках варианты своих ответов.
Время выполнения 5 минут.
Вопросы:
1. В какой раздел входит ознакомление с искусством :
А) нравственное воспитание;
Б) умственное воспитание;
В) эстетическое воспитание.
2. Что, прежде всего, необходимо для успешного восприятия произведения искусства :
А) сформированное сенсорное восприятие;
Б) определенный уровень знаний;
В) внимание, память.
3. Основное средство эстетического воспитания – это:
А) игровая деятельность;
Б) наблюдение;
В) специально организованные занятия и продуктивная деятельность.
4. С какой возрастной группы проводятся специальные занятия по ознакомлению с искусством :
А) с младшей группы;
Б) со средней группы;
В) со старшей группы.
5. Основные методы ознакомления дошкольников с искусством :
А) игровые;
Б) практические;
В) словесные.
6. Ч такое скульптура, архитектура, живопись:
А) виды искусства;
Б) жанры искусства;
В) направления искусства.
Ключи: 1 (в); 2 (а); 3 (в); 4 (в); 5 (б); 6 (а).
«Эрудит»
Каждый участник получает карточку, на которой записан тот или иной термин, принятый в художественно-эстетической деятельности. Задача педагога – объяснить смысловое значение слова. При выполнении задания допускается помощь команды.
Оцениваются грамотность ответов, полнота раскрытия определения.
Время выполнения 5 минут.
Термины:
Эстетика – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты» (Маркс).
Эстетическое воспитание – формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившихся в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям.
Эстетическая организация среды – система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющая уровень развития культуры общества, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа.
Эстетическая оценка – способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво», «Это уродливо».
Эстетический вкус – способность человека по чувству удовлетворения или неудовлетворения (нравится – не нравится) дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагичного и комичного.
Эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.
Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая художественное творчество и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания.
Эстетический идеал – это – конкретно – историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельности по ее достижению.
«Слабое звено»
Каждому участнику предлагается определить автора и название произведения живописи, используемого на занятиях по ознакомлению с искусством в той или иной возрастной группе.
Оценивается правильность ответов.
Время выполнения 3 минуты.
«Эстафета передового опыта»
Каждый участник заполняет отдельную карточку и на ее обратной стороне описывает собственный опыт по эстетическому воспитанию детей средствами природы (или из других источников).
Карточка игры
1. Ф. И. О.
2. Должность
3. Образование, педагогический стаж
4. Опыт собственный или заимствованный.
Сначала члены каждой команды знакомятся с опытом друг друга и выставляют оценку в соответствующей графе на титульном листе карточки. Затем каждая команда получает материалы для экспертной оценки опыта другой команды.
Критерии оценки:
1. Опыт является новаторским, использую его в работе.
2. Опыт интересен, но использовать его не буду.
3. Опыт не имеет новизны.
4. Опыт содержит методические ошибки.
5. Опыт раскрыт не полно (или не конкретно).
Оценка фиксируется. После этого все материалы возвращаются авторам, оценки суммируются. Опыт, получивший наибольшее количество баллов, выдвигается на общее обсуждение.
Время выполнения 10 минут.
«Сам себе режиссер»
Участники должны подобрать аудиозапись для фонового сопровождения стихотворного произведения о природе, рекомендованного Программой воспитания и обучения в детском саду, а затем прочитать выбранное стихотворение под музыкальное сопровождение. (Прослушать аудиозапись музыкальных фрагментов педагоги могут заранее)
Оценивается соответствие тематики литературного произведения и настроения музыкального сопровождения; выразительность и оригинальность исполнения; артистизм.
Время выполнения 3 минуты.
Подведение итогов деловой игры, награждение победителей каждого этапа и команды, набравшей большее количество баллов.