Получи документы

Деловая игра для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»

Татьяна Ситникова
Деловая игра для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»
▼ Скачать + Заказать документы

Мною разработано: применение игровой технологии для повышения эффективности работы педагогического коллектива.

Конспект деловой игры :

Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОО.

Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и

реализации инклюзивного образования в современном образовательном

Публикация «Деловая игра для педагогов ДОО „Инклюзивное образование: проблемы и пути решения“» размещена в разделах

учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания

без барьерной образовательной среды.

Предварительная работа: изучение теоретических материалов по проблеме инклюзивного образования.

Время работы: 2-3 часа.

Критерии оценивания:

- содержание идей, предложений, инноваций;

- умение вести дискуссию отвечать на вопросы;

- наиболее яркое выступление (практическое задание);

- соблюдение регламента игры на всех этапах.

Методы активного обучения:

- решение ситуативных задач, мозговой штурм;

- игровые методы (игровое проектирование);

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);

- неимитационные (дискуссия).

Правила игры:

1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.

2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,

сбивать с мысли, задавать вопросы).

3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам

неверной.

4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.

5. Педагоги делятся на три команды.

Ход проведения деловой игры

Ведущий читает мини лекцию.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современных ДОО и школ ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах.

Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг (mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия, т. е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе.

Те педагоги, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать детей с инвалидностью «как любых других детей в классе»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу: более 2/3 опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :

- Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).

- Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

- Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «без барьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Основной принцип инклюзивного образования :

«Дети должны учиться вместе»

Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии :

- Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

- Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

- Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

- Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

- Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование :

- признает, что все дети могут учиться;

- работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

- является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества;

- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование :

- предлагает новый социальный подход к инвалидности;

- приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;

- личностное развитие и социальные навыки;

- развитие самостоятельности и самоопределения;

- развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования.

В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Ибо, как гласит китайская пословица:

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Проведение игры:

Я предлагаю Вам разделиться на три команды и провести первое игровое задание (деление участников на три группы (игровая жеребьевка, придумывание

названия).

Разминка

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово

инклюзия”?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

и - индивидуальность…

н - новизна…

к - комплексный подход…

л - личность…

ю - юридическая грамотность….

з - законность…

и - индивидуальная программа развития ребенка…

я - Я-Концепция.

Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Какую роль я могла бы сыграть в инклюзивном образовании», «Кем я вижу себя в инклюзивном образовании»

1 ЭТАП

Задание группам:

• все члены группы одновременно должны изображать на листе ватмана представление о себе;

• о своей роли для сотрудничества между педагогами и родителями;

• возможно использование различных символов, схем, знаков и др.

После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своего рисунка.

Рисунок оценивают и остальные группы:

рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем

не согласны.).

2 ЭТАП

Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее обсуждение (5 мин, по окончании которого необходимо озвучить свой вариант разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению предложенного варианта.

Педагогические ситуации

1-я ситуация

В группу ДОО приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?

2-я ситуация

Воспитатель замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали воспитателю свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять воспитатель в данной ситуации?

3-я ситуация

Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить воспитатель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?

3 ЭТАП

Ведущий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях ДОО и общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит детские сады и массовую школу

перед рядом, неразрешимыми пока еще проблемами : как организовать ООД (урок) в инклюзивной группе (классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим нагрузки для ребенка (т. к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот, в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов.

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

- Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных

школах.

- В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки

коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем,

что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального

взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в

качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции,

свойственной этому возрасту.

- В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение

навыков и академических достижений.

- Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за

счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети

«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над

заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что

у них с детьми-инвалидами много общего.

- В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без

особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено,

что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со

своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в

тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места

жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со

своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют

ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Преимущества инклюзии для обычных учеников

Дети без особенностей развития, или обычные ученики, также получают

преимущества при инклюзивном образовании.

- Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с

особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или

представляющим опасность для их успешного обучения.

- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в

группе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в

одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям

с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель

затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были

«причиной» непродуктивной траты времени на уроке. Причинами потери

времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства,

переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей

без инвалидности.

- Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном

подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и

совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым

детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии

образования; например, использование информационных технологий очень

часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью.

- Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в

инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при

таком обучении. Средства могут быть

использованы различными способами, например, для организации внеклассной

активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса

дополнительными техническими средствами обучения и т. д.

- Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей

будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.

- Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение

своих сверстников получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения

академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое

формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального знания и

поведения.

- Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в

инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или

жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них

контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в

инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-

инвалидами.

- В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих

одноклассников с инвалидностью.

Рефлексия

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать

свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Ведущий: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел

доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам

думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,

подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и

культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё

и чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи Деловая игра для педагогов по развитию речи «Устами педагога…» Актуальность. Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Выпуск газеты» Цель: Систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы с родителями. Задачи: расширение знаний педагогов о.

Деловая игра для педагогов «Логика в математике»Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»
Опубликовано: 6 августа 2021 в 20:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ситникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД