Татьяна Ситникова
Деловая игра для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мною разработано: применение игровой технологии для повышения эффективности работы педагогического коллектива.
Конспект деловой игры :
Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОО.
Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и
реализации инклюзивного образования в современном образовательном
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОО „Инклюзивное образование: проблемы и пути решения“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания
без барьерной образовательной среды.
Предварительная работа: изучение теоретических материалов по проблеме инклюзивного образования.
Время работы: 2-3 часа.
Критерии оценивания:
- содержание идей, предложений, инноваций;
- умение вести дискуссию отвечать на вопросы;
- наиболее яркое выступление (практическое задание);
- соблюдение регламента игры на всех этапах.
- решение ситуативных задач, мозговой штурм;
- игровые методы (игровое проектирование);
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);
- неимитационные (дискуссия).
Правила игры:
1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.
2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,
сбивать с мысли, задавать вопросы).
3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам
неверной.
4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.
5. Педагоги делятся на три команды.
Ход проведения деловой игры
Ведущий читает мини лекцию.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современных ДОО и школ ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах.
Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг (mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия, т. е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе.
Те педагоги, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
1) принимать детей с инвалидностью «как любых других детей в классе»,
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.
Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу: более 2/3 опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.
В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :
- Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
- Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.
- Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «без барьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.
Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
Основной принцип инклюзивного образования :
«Дети должны учиться вместе»
Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Ценности инклюзии :
- Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.
- Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.
- Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.
- Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.
- Каждый имеет право на полноценную жизнь.
Инклюзивное образование :
- признает, что все дети могут учиться;
- работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;
- является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества;
- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Что дает инклюзивное образование :
- предлагает новый социальный подход к инвалидности;
- приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;
- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;
- личностное развитие и социальные навыки;
- развитие самостоятельности и самоопределения;
- развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования.
В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.
Ибо, как гласит китайская пословица:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Проведение игры:
Я предлагаю Вам разделиться на три команды и провести первое игровое задание (деление участников на три группы (игровая жеребьевка, придумывание
названия).
Разминка
Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово
“инклюзия”?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
и - индивидуальность…
н - новизна…
к - комплексный подход…
л - личность…
ю - юридическая грамотность….
з - законность…
и - индивидуальная программа развития ребенка…
я - Я-Концепция.
Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Какую роль я могла бы сыграть в инклюзивном образовании», «Кем я вижу себя в инклюзивном образовании»
1 ЭТАП
Задание группам:
• все члены группы одновременно должны изображать на листе ватмана представление о себе;
• о своей роли для сотрудничества между педагогами и родителями;
• возможно использование различных символов, схем, знаков и др.
После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своего рисунка.
Рисунок оценивают и остальные группы:
рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем
не согласны.).
2 ЭТАП
Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее обсуждение (5 мин, по окончании которого необходимо озвучить свой вариант разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению предложенного варианта.
Педагогические ситуации
1-я ситуация
В группу ДОО приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?
2-я ситуация
Воспитатель замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали воспитателю свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять воспитатель в данной ситуации?
3-я ситуация
Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить воспитатель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?
3 ЭТАП
Ведущий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях ДОО и общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит детские сады и массовую школу
перед рядом, неразрешимыми пока еще проблемами : как организовать ООД (урок) в инклюзивной группе (классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим нагрузки для ребенка (т. к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот, в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов.
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
- Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
школах.
- В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки
коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем,
что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального
взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в
качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции,
свойственной этому возрасту.
- В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение
навыков и академических достижений.
- Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за
счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети
«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над
заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что
у них с детьми-инвалидами много общего.
- В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без
особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено,
что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со
своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в
тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места
жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со
своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют
ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Преимущества инклюзии для обычных учеников
Дети без особенностей развития, или обычные ученики, также получают
преимущества при инклюзивном образовании.
- Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с
особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или
представляющим опасность для их успешного обучения.
- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в
группе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в
одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям
с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель
затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были
«причиной» непродуктивной траты времени на уроке. Причинами потери
времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства,
переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей
без инвалидности.
- Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном
подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и
совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым
детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии
образования; например, использование информационных технологий очень
часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью.
- Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в
инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при
таком обучении. Средства могут быть
использованы различными способами, например, для организации внеклассной
активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса
дополнительными техническими средствами обучения и т. д.
- Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей
будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.
- Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение
своих сверстников получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения
академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое
формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального знания и
поведения.
- Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в
инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или
жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них
контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в
инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-
инвалидами.
- В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих
одноклассников с инвалидностью.
Рефлексия
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать
свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось) …
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…
Ведущий: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел
доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам
думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и
культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё
и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.