Елена Кашаева
Деловая игра для педагогов по теме «Метод проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Метод проектов».
Подготовила:
Кашаева Е. Н., воспитатель
высшей квалификационной категории
Задачи:
• Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей (метод проекта, формы и виды проектов,
Публикация «Деловая игра для педагогов по теме „Метод проектов“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Способствовать формированию творческого мышления педагогов;
• Совершенствовать навыки принятия коллективных решений;
• Корректировать те или иные недостатки в работе педагогов;
• Создавать условия для обмена педагогическим опытом;
• Оказывать помощь начинающим воспитателям в организации проектной деятельности;
• Сблизить педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы.
Участники делятся на две команды и занимают места за круглыми столами. Выбираются 3 члена жюри.
Ход деловой игры:
1. Вступительное слово ведущего и представление членов жюри.
2. «Блиц-опрос»: отвечает команда, которая первой подняла флажок. В конце тура жюри оценивает команды по количеству правильных ответов.
• Что такое метод проектов? (метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели)
• Расскажите о преимуществах и недостатках метода проектов (практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем; повышение профессионального уровня педагогов; развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса – дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой, с воспитателем; метод делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем; активное взаимодействие между всеми участниками проекта; недостатки - невысокая игровая составляющая);
• Дайте классификацию проектов по доминирующей деятельности (исследовательский, исследовательско-творческий, ролевой, игровой, информационный, практико-ориентированный, творческий; исследовательско-творческие - дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы; информационно-практико-ориентированные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие - оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
• Дайте классификацию проектов по количеству участников (индивидуальный, групповой, коллективный (в рамках ДОУ);
• Дайте классификацию проектов по продолжительности (краткосрочные (несколько занятий, 1–2 недели); среднесрочные (1–3 месяца); долгосрочные (полгода, 1 уч. год);
• Дайте классификацию проектов по предметно-содержательной области (по содержанию) (монопроект - в рамках одной области знаний; межпредметный (интегративный) проект (интеграция 2 и более образовательных областей);
• Расскажите о структуре проекта (проектная деятельность включает в себя задание для детей, сформулированное в виде проблемы, целенаправленную детскую деятельность, формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом, результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта);
• Опишите этапы работы над проектом (целеполагание - воспитатель выносит проблему на обсуждение детям,педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; разработка проекта - план деятельности по достижению цели; выполнение проекта – практическая часть; подведение итогов – презентация, определение задач для новых проектов);
• Перечислите условия организации «Центра экспериментирования» (размещается подальше от игровых зон; деятельность осуществляется под руководством воспитателя; стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей; располагается вблизи источника света; соответствующая высота размещения оборудования);
• Расскажите о видах и содержании деятельности детей в «Центре экспериментирования» в младшей группе (экспериментирование с зеркалом, магнитом, фонариком – солнечные зайчики, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов; игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ – переливание воды из одного сосуда в другой; дети 2-3 – виды экспериментов - плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов); в старшей группе (игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ; различные виды экспериментов);
• Перечислите содержание развивающей предметно-пространственной среды в «Центре экспериментирования» (младшая группа – камни, земля, глина, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, волшебный мешочек, маленькие зеркала, мыльные пузыри, магниты, фонарики, бумага, трубочки; старшая группа – земля разного состава, песок, глина, камни, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, увеличительное стекло, маленькие зеркала, магниты, фонарики, бумага, трубочки, набор для экспериментирования с песком, водой).
3. Каждая команда получает список слов и словосочетаний, которые необходимо отнести к следующим понятиям:
Атрибуты для проекта Формы организации проекта Результаты проектной деятельности (презентации)
• Альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц.
• Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта.
• Придуманные и созданные детьми игры и пособия.
• Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т. д.
• Экскурсия.
• Викторина.
• Художественная деятельность.
• Аукцион.
• Выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.).
• Презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок.
• Выставка работ детей на тему проекта (по сезонам года).
• Фотоальбомы.
• Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе.
• Коллекция изделий.
• Детское экспериментирование: опыты.
• Организация народных игр и хороводов по теме проекта.
• Подготовка экспозиции для музея ДОУ.
• Викторина.
• Экспозиция в музее ДОУ: изделия из., фотографии, рисунки детей, поделки из древесины, веток, листьев, корней, лекарственные препараты.
• Развлечение (участие детей, воспитателей, родителей).
• Экологические плакаты.
• Парад плакатов.
• Коллаж для украшения группы.
• Коллекция поделок (совместная работа детей и родителей).
• Альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток.
• Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми.
4. Командам предлагаются карточки с описанием опытов. Задание: определить, к какой возрастной группе относится каждый эксперимент.
5. Подведение итогов.