ксения мартынова
Деловая игра для воспитателей «Лучше быть вместе — вместе быть лучшими!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
• формировать навыки успешного взаимодействия коллектива в различных ситуациях,
• повышать уровень доверия и заботы между членами коллектива;
• настроить участников на рабочую обстановку;
• создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Ход тимбилдинга.
Ведущий (педагог-психолог) приветствует всех участников занятия в зале, после чего предлагает занять места: встать в круг.
1. Упражнение «Трям - здравствуйте!»
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Лучше быть вместе — вместе быть лучшими!“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель: закрепление имен и отчеств участников, а также знакомство с новыми коллегами.
Описание: Каждый участник должен за определенное время (2 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей, при этом представиться по имени и отчеству. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.
2. Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, коллеги! В одном климате растение может расцвести, в другом – засохнуть. Так в трудовом микроклимате: при одних условиях люди чувствуют себя легко и комфортно, стремятся к общению, при других ощущают беспокойство, неудовлетворенность, хотят проводить на своем рабочем месте меньше времени. Построение отношений в трудовом коллективе можно сравнить со строительством дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и будет. От того, как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или роскошный дворец. То же происходит и с отношениями. Представьте, что команда – это здание. Его фундамент, строительные материалы – это качества характеров коллектива, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота или обратные им – замкнутость, недоверие и т. д. Есть одна важная особенность – педагогический коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команда. У слова «команда» существует множество синонимов – «группа», «коллектив» и т. д., но есть одно большое НО… Германо-американский психолог К. Левин объяснил отличие слова «команда» от вышеперечисленных синонимов через «взаимозависимость». Он говорил о том, что команда – это нечто большее, чем сумма ее членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. На Западе очень популярна такая яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке, хорошо воспринимается. Смысл командообразования заключается в том, чтобы сделать из простой суммы элементов упорядоченную систему.
3. Игра «Успешная команда»
Цели: командное сплочение и осознание каждым участником собственной включенности в общий процесс.
Перед началом игры следует подготовить раздаточный материал, на котором обозначить основные критерии эффективной команды:
1. Взаимовыручка.
2. Высокая мотивация всей команды к успеху.
3. Желание учиться новому.
4. Креативность.
5. Мобильность – умение изменяться, принимать чужую точку зрения.
6. компетентность, профессионализм.
7. Организованность.
8. Самореализация каждого члена команды.
9. Чувство юмора.
Эти критерии оформляются в виде «кирпичиков» - как строительный материал для построения единой команды – на листе бумаги, где каждый «кирпичик» можно будет отрывать (для первой части задания, а также крупнее – на картоне (для второй части задания).
Инструкция. Из определенного количества критериев-«кирпичиков» необходимо выбрать один наиболее важный, без которого невозможно успешное построение команды. Участникам нужно оторвать от листа «кирпичик» с важным критерием и положить в общую коробку, которой можно придать форму здания. Ведущему важно отметить, что необходим «кирпичик» от каждого из участников, поскольку все они так или иначе участвуют в строительстве общего «здания».
Пока помощники помогают подсчитать, из каких критериев, по мнению педагогов, строится успешная команда, педагог-психолог проводит вторую игру.
4. Игра «Интуиция»
Упражнение позволяет подвигаться, «проснуться» и одновременно настроиться на рабочий лад.
Цель: командообразование.
Инструкция:
• Сядьте, пожалуйста, на кончик стула так, чтобы вы могли легко встать – одним движением.
• Я буду называть число. Ваша задача – после того, как число будет названо, из группы должно встать количество людей, соответствующее названному мной числу.
• Вставать нужно одновременно, сразу же после того, как будет названо число. Если кто-то запоздает – задание считается невыполненным.
• Во время выполнения задания договариваться и каким-то образом контактировать друг с другом (перешептываться, переглядываться) нельзя. Каждый работает самостоятельно, полагаясь на анализ ситуации и интуицию.
• Команда выигрывает, если три раза подряд выполняет задание без ошибок.
Готовы?
Далее ведущий называет число в рамках общей численности группы и следит за выполнение правил игры. Если кто-то запаздывает или, приподнявшись, вновь садится – это считается за ошибку.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
5. Игра «Щепка на реке»
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Инструкция : педагоги встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один педагог – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
6. Игра «Зоопарк».
Цель: научиться взаимодействию в коллективе в нестандартной ситуации (молча).
Описание: Всем участникам раздаются листочки с названиями животных. Все они парные. Задача каждого: найти участника с таким же животным среди всей группы, при этом не произнося ни слова. Упражнение выполняется до тех пор, пока все пары «животных» не найдут друг друга.
Обсуждение: С какими сложностями пришлось столкнуться? Чем руководствовались в поиске своей пары?
7. Игра «Говорящие руки».
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Описание: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг и все снова выполняют команды и так далее. Время проведения: 5-7 минут.
Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук.
Побороться руками.
Помириться руками.
Выразить поддержку с помощью рук.
Поспорить руками.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Пожелать удачи.
Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
8. Игра «Яблочко по блюдечку»
Цель: развивать координацию и согласованность движений.
Описание игры:
Для этой игры нужен парашют и большой лёгкий мяч.
Команда объединяется, натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Педагог может помочь детям, называя цвет сектора. Те дети, которые находятся около названного цвета, приподнимают край парашюта, мяч начинает свое движение. Эта игра рассчитана на старших дошкольников, она требует большой командной работы и активного взаимодействия.
9. Подведение итогов первой игры
После того как участники тренинга сплотились в единую команду для достижения общей игровой цели, необходимо озвучить результаты первой игры. Важной показать, что каждый голос внес вклад в построение команды и был учтен. Чем выше «кирпичики», тем меньше по значимости они были для сотрудников, и наоборот.
В итоге участникам тимбилдинга наглядно представляется модель общего дома – основа успешной команды. ,
Ведущий: «процесс построения команды – взаимный, иначе он не имел бы смысла. Члены одной команды должны понимать, что в этом процессе мы не только вкладываем, но и приобретаем как минимум положительные эмоции и условия, в которых приятно работать.
Во многом это зависит от руководителя – человека, который ведет за собой весь коллектив. Сплоченная команда – высшее достижение эффективного руководителя.
Закончить выступление можно фразой: «Лучше быть вместе – вместе быть лучшими!». До свидания!