Янчук Юлия Евгеньевна
Деловая игра «Диагностируй, играя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: педагог-психолог
Пышина А. А. и
учитель-логопед Янчук Ю. Е.
Диагностическая работа педагога-психолога и учителя – логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
Диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т. д.).
Диагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера.
Публикация «Деловая игра „Диагностируй, играя!“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
- Эмоционально - волевая сфера.
- Личностная сфера.
- Коммуникативная сфера.
- Речевое развитие.
Посредством диагностики выявляются проблемные зоны в развитии воспитанников, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в аналитической справке).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ.
Психологическая и логопедическая диагностики проводятся также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Именно поэтому в МАДОУ д/с № 50 целью работы учителя-логопеда и педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессе образовательной деятельности, которая основывается на диагностике.
Деловая игра для специалистов ДОУ:
«Диагностируй, играя!»
Задачи:
1. Активизировать компетентные возможности педагогов при проведении обследования воспитанников;
2. максимально раскрыть профессиональные знания и умения педагогов – психологов и учителей – логопедов;
3. закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на всесторонне обследование дошкольников и определения всех их возможностей;
4. повысить творческую активность специалистов дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
- Уважаемые коллеги!
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Но прежде чем начать коррекционный процесс, специалистам необходимо всесторонне обследовать воспитанника и сегодня мы предлагаем вам побывать на их месте и принять участие в нашей деловой игре : «Диагностируй, играя!».
Ход игры.
Ведущий:
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что зачем запоминайте!
Правила игры:
1. Работать дружно, согласованно.
2. Соблюдать порядок и тишину.
3. Уметь слушать другого.
4. За другую команду не отвечать.
5. Выслушать задание до конца.
6. Отвечать громко, но не хором.
Перед началом игры участники делятся на команды, выбирают капитана, придумывают название команды. Название команды написать на табличке.
Предлагаю вам поиграть в игру. Наша игра будет проходить как конкурс. У вас на столах колокольчики, при выполнении задания необходимо прозвонить в колокольчик. За каждое выполненное задание или правильный ответ вы получите фишку. Участники команды, набравшие наибольшее количество фишек, станут победителями.
Задание № 1. Игра-разминка «Он – она»
Предлагаю поиграть в игру. Игра проводится в быстром темпе.
У меня для вас игра
Под названьем «Он – она».
Попрошу вас не зевать,
Слово в стих мой добавлять.
Он слон – она… (слониха,
Он лось – она… (лосиха).
Он кот – она …
Нет, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она…
Он заяц – она…
Он ёж – она…
Он бык – она.
Всем знакомо это слово?
Да, да, да!
Она – корова.
Задание № 2. «Мозговой штурм».
Подберите к каждой букве слов «логопед» и «психолог» слова - ассоциации, связанные с педагогической деятельностью.
Л - лексика, лингвистика, логика, ламбдацизм, леворукость, логопедия.
О - обучение, образование, общение.
Г - грамматика, гаммацизм, гласные, голос, гимнастика, гнозис, графема.
О - односложный, омонимы, отчёт, оборудование, организация, оформление.
П - педагог, помощь, прогресс, партнёрство.
Е - единица (речи, ежедневный, ежегодный, единство.
Д - дети, детство, деятельность, диагностика, динамика, диаграмма.
П – психология, педагог, помощь.
С - сангвиник, сочувствие, слух, стресс, страх.
И - инклюзия, интроверт, идея, игра.
Х - холерик, характер, харизма.
О - образование, образец, образ.
Л – левша, Лурия, литература, лидер.
О – обучение, общение, одиночество, откровение, ответственность.
Г – гуманный, грамотный, грусть, грубый.
Ведущий читает стишки про специалистов
Логопед
Он мыслящий, серьезный, дальновидный,
И на любой вопрос сумеет дать ответ.
Он увлеченный, ищущий, активный,
Он - творческая личность – ЛОГОПЕД.
Он разъяснит, нацелит, обоснует,
Расскажет и покажет тет – а тет,
Запишет, уточнит, рекомендует,
Внимательный, тактичный – ЛОГОПЕД
Работает он тонко, терпеливо,
Слагая результат из маленьких побед,
Работает умело, эффективно,
Интеллигентный, деликатный – ЛОГОПЕД.
Психолог
Чтобы психика ребенка
Не внушала взрослым страх,
Им психолог нужен тонкий,
Подсказать, когда и как,
Объяснить и то, и это,
Персональный сделать тест,
Дать родителям ответы,
Почему их сын не ест.
Психология - наука,
Непростая, братцы, штука.
Без психолога в наш век
Жить не сможет человек.
Задание № 3.
Конкурс «Логопат»
Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения.
Команде противника угадать логопедическое заключение ребенка.
А).
1 ребенок: ротацизм.
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку на подносе принес.
2 ребенок: шипящий сигматизм.
Собирайтесь, звери, в стаю,
Я вас всех пересчитаю.
Серый волк. Лиса. Барсук.
Куцых зайцев сорок штук.
Б). Я знаю, логопеды и психологи любят –
В утренниках играть
Сегодня сложное задание –
Вам нужно пантомиму показать!
Используя невербальные средства общения (пантомимой) описать внутреннее эмоциональное состояние ребенка, требующее коррекции: страх (эмоциональный фон снижен, агрессия (эмоциональный фон неадекватно завышен). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).
Команда соперников отгадывает.
Задание № 4. Конкурс «Сундучок профессиональных идей».
Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в диагностической работе логопеда и психолога данных предметов (мячик, карандаш, картинка, кубик и др.). Предметы предлагаются в сундучке на выбор.
Оцениваются:
- многофункциональность;
- четкость объяснения;
- оригинальность.
Задание № 5. «Чудо картинки».
Командам раздаются «Разрезные картинки» и картинки-путаницы «Что перепутал художник». Оценивается быстрота и качество выполнения задания. Участники отвечают на вопрос:
Что мы выявляем у ребенка, используя в диагностике данные пособия?
(Изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность. Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ. Позволяет определить уровень наглядно-образного мышления. Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.)
Задание № 6. Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».
В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.
Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Определяется жеребьевкой, кто высказывается положительно, а кто отрицательно.
Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.
Подведение итогов. Определение команды победителя, награждение участников.
Сегодня вы приняли участие в деловой игре «Диагностируй играя». Используя представленную выше деятельность, мы с вами можем продиагностировать и речевое развитие и развитие высших психических процессов, а именно звукопроизношение, грамматический строй речи, связную речь, мышление, внимание, восприятие, воображение, эмоционально-волевую, личностную и коммуникативную сферы.
У детей логопатов в большинстве случаев нарушена коммуникативная функция и личностная сфера, нелегко установить контакт, найти подход, и вследствие этого, при первичной диагностике не всегда удается объективно выявить все возможности воспитанника, и поэтому мы проводим в игровой форме не только образовательную деятельность, но и диагностическое обследование.
В основе нашей работы лежат слова Льва Семеновича Выготского - известного русского психолога начала 20 века, который связал психологию с педагогикой, и одним из первых подметил, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности.
Диагностируй играя – это основная мысль, которую мы Вам хотели донести! Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Задание № 2. Подберите к каждой букве слов «психолог» не менее двух слов - ассоциаций, связанных с педагогической деятельностью.
П ___
С ___
И ___
Х ___
О ___
Л ___
О ___
Г ___
Задание № 2. Подберите к каждой букве слова «логопед»не менее двух слов - ассоциаций, связанных с педагогической деятельностью.
Л ___
О ___
Г ___
О ___
П ___
Е ___
Д ___
Приложение 2.
Задание № 3.
А).
Дефект произношения: ротацизм.
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку на подносе принес.
Б).
страх (эмоциональный фон снижен).
Задание № 3.
А).
Дефект произношения: шипящий сигматизм.
Собирайтесь, звери, в стаю,
Я вас всех пересчитаю.
Серый волк. Лиса. Барсук.
Куцых зайцев сорок штук.
Б).
агрессия (эмоциональный фон неадекватно завышен)