Получи документы

Проект по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста «Дело стоит труда»

Татьяна Алекберова
Проект по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста «Дело стоит труда»
▼ Скачать + Заказать документы

Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и

значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим.

В. А. Сухомлинский

Каждому родителю: маме и папе хочется видеть своего ребенка самостоятельным, умелым, воспитанным, любящим труд. Так и говорят: помощником растет наш малыш. А все начинется с малого: самостоятельно одевается, складывает вещи, убирает за сбой игрушки, чистит после прогулки обувь, таким образом, уважая труд мамы. С возрастом обязанности ребенка возрастают, уже самостоятельно убирает за собой постель, помогает в уборке квартиры, на кухне – это в домашних условиях. В детском саду – помогают мыть игрушки, ухаживать за растениями, собирают на участке опавшие листья, то есть воспитывается уважение к труду взрослых, понимание ценности труда.

Темочки:

Актуальность

Необходимо «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни», развить у детей «чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», ведь лишь «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме» (Закон по образованию № 479-ФЗ от 4 августа 2023 год).

Работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Одно из направлений воспитания, в соответствие с требованиями ФОП ДО, это трудовое направление, которое помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.

Согласно ФОП ДО, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.

Нашему детскому саду в 2020 году присвоили статус республиканской стажировочной площадки по направлению «Организация образовательной деятельности на основе приобщения детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских Республики Бурятия».

Реализуя программу по приобщению детей к истокам народной культуры, воспитанию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста, ведется работа по всем направлениям образования, в том числе и в трудовом воспитании. Изучая историю, традиции быт семейского народа, нельзя не сказать об их трудолюбии, о ремесленной культуре, о самобытных художественных промыслах.

Новизна.

Создание в рамках музейной педагогики макета «Семейской деревни Кашкино - деревни мастеров», как наглядного экспоната для изучения старинных профессий, трудовых навыков, особенностей мастерства ремесленных культур, декоративно-прикладного творчества.

Реализация проекта

Во время экскурсий в мини-музей семейской культуры, при рассматривании старинных экспонатов ДОУ дети видят предметы обихода, убранство, кухонную утварь, виды художественных промыслов.

Например, крынка, ступка, рушник, жернова, кочерга, то есть вещи, которые им не знакомы в повседневной жизни. Дети спрашивают, из чего они сделаны, для чего нужны, как они изготавливаются, кто их сделал и для чего?

Для решения этих задач, для воспитания ценности труда, мы создали и реализуем проект «Семейская деревня Кашкино- деревня мастеров».

Тип проекта : исследовательско-познавательный, творческий.

Срок реализации проекта : сентябрь 20223г – май 2024 г.

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальные руководители, родители.

Цель проекта : создание условий для приобщения детей к истокам семейской культуры, формирование трудовых навыков, воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к семейской культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство предметами надворных построек семейского подворья, орудиями труда;

- познакомить детей с мастерством семейских, с ремесленной культурой, с трудовыми навыками и умениями;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, расширить представления родителей о трудовых и ремесленных традициях семейского народа;

- обогащать активный словарь детей названиями и выражениями;

- воспитывать положительное отношение к труду взрослых, стремление овладеть навыками трудовой и ремесленной деятельности, стремление оказывать помощь взрослым;

- воспитание нравственно-волевых качеств детей;

- привитие нравственных качеств творческой личности, осознающей свои корни, знающей историю народности.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип исторической достоверности;

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при

руководящей роли взрослого;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Ожидаемые результаты:

1. В рамках реализации проекта дети будут иметь представление о старинных профессиях, их особенностях.

2. Познакомятся с ремесленной культурой семейских, овладеют

трудовыми навыками и умениями.

3. Расширят знания о материальной культуре, включающей в себя знакомство предметами надворных построек семейского подворья, орудиями труда.

4. Обогатят и расширят словарный запас.

5. У детей сформируется интерес к продуктивной, творческой деятельности, народному фольклору, традициям и обычаям семейского народа.

6. Созданные условия способствуют воспитанию положительного отношения к труду взрослых, стремлению овладеть навыками трудовой и ремесленной деятельности, стремлению оказывать помощь взрослым.

7. Сформируются нравственные ценности на основе знакомства с материальной культурой семейских.

Продукты проектной деятельности :

1. Создание мини-музея «Семейская деревня Кашкино – деревня мастеров»

2. Создание паспорта мини-музея «Семейская деревня Кашкино – деревня мастеров».

3. Презентация мини-музея на I Республиканском Фестивале лучших музейных практик «Хранители отчих традиций» 02.11.2023 года в Национальном музее Республики Бурятия.

4. Презентация методических материалов проекта на республиканском семинаре «Реализация этнокультурного компонента в непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации плана стажировочной площадки по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских в ДОУ 08.12.2023 года.

5. Создание экскурсии – сказки по мини-музею «Сказка о волшебном меде».

6. Знакомство с профессиями шорника, гончара, кузнеца, земледельца, пчеловода, бондаря.

7. Творческие работы детей и родителей : рисунки, поделки.

8. Работа в гончарной мастерской - изготовление глиняных изделий.

9. Мастер-классы по чеканке.

Перспективы развития проекта :

Создать картотеки дидактических, подвижных, спортивных народных игр.

Создать буклеты-методички по разным видам деятельности, мультимедийные презентации.

Снять мультфильм «Сказка о волшебном меде».

Дополнение экспонатами мини-музея: профессии швеи, ткачихи, плотника, строителя, жестянщика, музыкальных дел мастера.

Создание проекта «Деревня Кашкино» о видах, пользе и ценности каши.

Инновационная деятельность: разработать квест «Юные умельцы», создать к каждому разделу QR-коды.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

Цель:

- формулировка проблемы, цели и темы проекта;

- сбор информации;

- анализ литературы;

- создание перспективного плана работы проекта «Семейская деревня Кашкино – деревня мастеров»;

- определение продукта проекта;

- опрос родителей.

Сроки: 01.09.2023 – 30.11.2023 г.

2. Практический этап.

Цель:

- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

Сроки: 01.12.2023 – 29.03. 2024 г.

3. Обобщающий этап.

Цель:

- подведение итогов;

-организация презентации проекта.

Сроки: 01.04.2024 -31.05.2024 г.

1. Подготовительный этап.

Создание макета «Семейская деревня Кашкино – деревня мастеров» :

1.1. «Семейское подворье кузнеца Кузьмы» - знакомство с искусством кузнечного дела. Активный словарь: кузница, горн, печь, наковальня, молот, молоток, щипцы, клещи, ванна для закалки металлических изделий.

1.2. «Усадьба пчеловода Павла» - знакомство с профессией пчеловода. Активный словарь: ульи, барабан для откачки меда, леток.

1.3. «Дом и надворные постройки шорника». Цель: знакомство с особенностями профессии шорника. Активный словарь: конюшня, стойло, седло, хомут, упряжь, уздечка, поводья.

1.4. «Хозяйство огородницы Олеси». Цель: закрепление знаний о выращивании овощных культур. Знакомство с семейской кухней.

1. 5. «Изба и мастерская гончара Григория». Цель: знакомство в профессией гончара. Мастер-класс: изготовление керамических изделий на гончарный круге.

1.6. «Дом и участок поля земледельца Захара». Цель: формировать представления о профессии земледельца. Деятельность детей : огород на окне, посадки на участке детского сада ржи, пшеницы, овса, полбы. Реализация проекта «По зернышку, по крупиночке» это проект о хлебе, технологии выращивания зерновых от зерна до каравая.

1.7. «Семейская усадьба хозяюшки Харлампии». Цель: закрепление знаний о деятельности хозяйки семейского дома, знакомство с домашними животными. Активный словарь: хлев, стайки, курятник.

1.8 «Подворье бондаря Богдана». Цель: знакомство с профессией бондаря (бочкаря). Активный словарь: бочка, ушат, бадья.

1.9. Создание музейной лаборатории активного творчества на базе мини-музея «Семейская деревня «Кашкино», в которой дети-дошкольники методом погружения в трудовую деятельность семейских, проводят мастерские, совместную деятельность по программе изучения быта, культуры, труда, народно-прикладного и ремесленного искусства семейских.

Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методическое обеспечение проекта

На каждый раздел музея разработаны методические материалы:

План размещения дома, надворных построек.

Фольклорная составляющая: потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни.

Информационный раздел: история ремесла семейских, характерные особенности.

Иллюстративный материал: картинки, фото, аудио и видео материалы, фонотека, рисунки детей.

Игровой материал: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Предметно-продуктивная деятельность: мастер-классы по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства, выращивание огородных культур, посев и уход за зерновыми.

Речевое развитие: пополнение словарного запаса соответствующими названиями профессий, орудий труда, инструментов, предметов быта и обихода, надворных построек и их предназначение.

Учебно-методический комплект: конспекты НОД по каждой теме мини-музея, методические пособия, проекты, сценарии праздников, развлечений и досугов, дидактический, демонстрационный материал.

2. Практический этап.

Содержание работы с дошкольниками, педагогами и родителями на базе мини-музея «Семейская деревня «Кашкино» :

Познавательное развитие, чтение художественной литературы.

Изучение пословиц и поговорок о семье, доме, быте, труде, профессиях мастеров.

Чтение произведений русского народного фольклора: были, легенды, сказы, сказки.

Организация выставки «Семейные трудовые традиции»,

Исследовательская работа по изучению старорусских слов, обозначений (шорник, бондарь, кузнец, и т. д.)

Проведение совместных мероприятий с родителями по изучению ремесленных культур: «Гончарная мастерская», «Огород на окне».

Проектная деятельность – «Добрые соседи»,

Социально-коммуникативное развитие

Создание альбомов «Трудовые династии семейные династии»

Организация презентации «Любимое занятие семьи на огороде».

Художественно –эстетическое развитие

Приобщение к народно-прикладному искусству: изготовление игрушек из глины, ткани, соломы, джута, ниток, и т. д.

Досуговая деятельность «Бабушкина кладовая» (советы, рецепты, рукоделие).

Мастер-классы с детьми, педагогами с родителями по ремесленному искусству русского народа.

Проведение посиделок с песнями, танцами, музыкальными играми.

Физическое развитие

Гимнастика с нестандартным оборудованием, динамический час, совместные занятия физкультурой, подвижными играми с родителями.

Народные подвижные игры.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на столах в помещении мини-музея «Добрые соседи» в ДОУ.

Вариативность. В соответствие с требованиями ФГОС к предметно-пространственной среде – она должна быть вариативной и многофункциональной. Экспонаты музея «Семеская деревня «Кашкино» используются при организации мини-музеев при изучении других культур: русской, казачьей, татарской, бурятской, народов Севера.

Риски проекта

Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно - демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.

Пути преодоления рисков:

Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, музейные лаборатории, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи.

Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интернета.

Привлечение родителей к теме проекта, создание базы трудовых побед, фамильных династий родительской общественности для положительного результат бережного отношения детей к трудовым навыкам, к традициям, культуре семейского народа.

К. Д. Ушинский – «Человек рожден для труда, труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».

Публикации по теме:

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗКонспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗ Тема: Виды обуви и её назначение. Цель: Формирование знаний об обуви и её назначении. Знакомство с правилами и средствами ухода за различными.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Познавательно-исследовательский проект по трудовому воспитанию «Зеленый огород на окошке» во второй младшей группе. ФотоотчетПознавательно-исследовательский проект по трудовому воспитанию «Зеленый огород на окошке» во второй младшей группе. Фотоотчет Трудовое воспитание - важное и необходимое средство воспитания всестороннего развития личности ребенка. АКТУАЛЬНОСТЬ: Интерес к труду закладывается.

Проект по гендерному воспитанию детей дошкольного возрастаПроект по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста Цель: Создание условий с учетом гендерной принадлежности для социализации ребенка в обществе посредством сюжетно-ролевой игры. Задачи: Формировать.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Червона калына»Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Червона калына» Актуальность. С раннего детства ребенок впитывает ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится.

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир» Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир". ВВЕДЕНИЕ. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование.

Проект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья» в старшей группеПроект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья» в старшей группе Цель: Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе»Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе» Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей природе субботник. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста «Дело стоит труда»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 02:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста «Дело стоит труда»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алекберова (УИ 567772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД