Людмила Долгова
Декада, посвященная году экологии в России. Сценарий литературно-музыкального праздника
▼ Скачать + Заказать документы
«Декада экологии, посвященной году Экологии в России
«Экология природы — экология души»
Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.
В. Сухомлинский
Не как обычно начались учебные занятия 1 марта, в первый день весны, в школе № 935 города Москвы: вместо привычных звонков на урок и с урока — музыка П. И. Чайковского «Времена года», вместо привычного гомона ребят на перемене после сложного урока — пение лесных птиц. А еще на переменах работает школьный радиоузел, и по всей школе и в самых дальних ее уголках звучат стихи и отрывки из художественных произведений о природе нашей родной земли, которые читают все желающие заранее подготовленные учащиеся.
Публикация «Декада, посвященная году экологии в России, Сценарий литературно-музыкального праздника» размещена в разделах
- Лето. Экологические сценарии развлечнний
- Литературные сценарии
- Моя Родина Россия
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Конечно, все ждали этого дня — 1 марта — начало декады экологии, посвященной году Экологии в России, потому что работа проделана немалая: готовились к конкурсу чтецов, к конкурсу рисунков, агитплакатов и стенгазет, отбирали фотографии для фотоотчетов. Старшеклассники вели исследовательские работы и писали доклады об экологии нашего округа, учащиеся среднего и младшего звена участвовали в рейде «Помоги братьям нашим меньшим» (развешивали кормушки для птиц, убирали мусор около школы, вблизи своих домов, в нашем дендропарке).
В первый день декады была организована выставка художественных работ учащихся школы: рисунки, агитки и стенгазеты. Приятно удивило многообразие тем и художественное воображение, красочность и настроение. Были работы талантливо выполненные, а были и не очень. Но все эти работы объединяло не просто желание принять участие и показать свое мастерство, а пригласить к размышлению, призвать к действию. Особый интерес вызвал раздел выставки «Фотоотчеты «Мы и природа» : фотографии учащихся с классом, с семьей, с друзьями в лесу или на берегу реки, в походе или на прогулке; много было фотографий ребят с животными. Такой интерес навел на идею создания постоянно действующей выставки тематических фоторабот, и мы даже уже придумали тему следующей выставки «Мы и история нашей страны», посвященной 72 годовщине Великой Отечественной войне.
Очень интересной получилась интеллектуальная командная игра-викторина «Нам разум и сила даны…» между учащимися 6-7 классов, которая проходила в третий день декады. Участникам были предложены конкурсы и задания не только на проверку экологических знаний, но и умения работать в команде. Задорно звучали девизы команд и кричалки болельщиков, с юмором и смекалкой подготовлены домашние задания. Хочется сказать большое спасибо за организацию и проведение этой игры библиотекарю городской детской библиотеки № 140 Бузовкиной Марине Валерьевне, выразить благодарность за многолетнее сотрудничество со школой, содержательные библиотечные уроки.
Эстафету у ребят 6 — 7 классов приняли старшеклассники, т. к. следующим мероприятием в плане декады была конференция «Экология природы — экология души» с участием учащихся 8 — 10 классов. Чтобы не растекаться мыслями по древу, организаторы конференции, учителя биологии и географии, определили достаточно узкую тему, касающуюся экологии нашего округа Царицыно. Тема узкая, но материала больше, чем предостаточно: бирюлевский дендропарк, заповедник «Царицыно», яблоневый сад в Загорье, Герценовский пруд, деревья сакуры в парке Царицыно.
Не подумайте, что в стороне остались ребятишки 5-х и начальных классов. Да, для них не было конкурсов, но они принимали участие в развлекательном мероприятии — были зрителями спектакля театра-студии филиала детской библиотеки № 140. Хотя и не просто зрителями. Персонажи сказочного действа активно привлекали к участию ребят: заставляли волноваться, переживать и даже защищать героев сказки, для этого зрителям нужно было правильно ответить на вопросы викторины и отгадать загадки.
Но, пожалуй, самым ярким мероприятием в декаде был литературно-музыкальный праздник-призыв «Мы в ответе.», в котором приняли участие школьный хор, лучшие чтецы, танцевальная группа, здесь же были подведены итоги Декады экологии.
Сценарий литературно-музыкального праздника — призыва
«Мы в ответе.»
1. Звучит стихотворение на фоне видеоряда картин природы:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
•
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
•
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
•
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
•
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
2. Ведущий. Добрый день, друзья, жители планеты Земля! 2017 год в России объявлен годом Экологии. И не только потому, что проблема экологии в нашей стране, равно как и во всем мире, наиболее актуальна. Это еще одна возможность напомнить нам, людям, что мы являемся частью природы, мы ее дети. Поэтому состояние нашей природы напрямую отражается на нас, на нашем здоровье, не только физическом, но и душевном.
3. Выступление танцевальной группы «Шарики воздушные»
1 чтец «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»,- так писал Л. Н. Толстой более двухсот лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.
2 чтец Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака.
3 чтец Этот мир был подарен
Миллионы лет назад,
Сохранить природу нашу,
Сохранить природу нашу
Просим всех ребят! Все вместе
4 чтец На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля! Все вместе
5 чтец «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, учиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса, безысходности в словах Роберта Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».
6 чтец Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.
1 чтец Не думай о природе свысока,
Наступит день, и сам поймешь, наверное,
Как нам природа – матушка близка,
И каждый миг, и каждое мгновение.
Как тяжело нам жить без птичьих стай
И без дождя во время зноя летнего,
Поэтому спасем родимый край,
Спасем мы душу для этого великолепия!
Чтец 2 Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна чистая вода, птице — чистый воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.
3 чтец Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
4 чтец Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
5 чтец Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Все вместе Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда и на Земле
Мы сами сохранимся!
5. Выступление хора с песней «Хоровод»
6. Ведущий. Природа дала нам жизнь, природа дает нам питание, воду. Но почему нам не вспомнить, что природа — это еще и источник вдохновения для великих и бесконечно дорогих нам русских писателей и поэтов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, М. Пришвина. Времена года — это отдельная история. Точно знаю, что нет в этом зале человека, который бы не любил лето! А для Пушкина любимым временем года была осень:
Осенняя пора, очей очарованье!
Прекрасна мне твоя печальная краса.
А вот Иосифа Бродского вдохновляла — зима:
Умолкло все. Зима сама
холодных губ не разжимает.
Она молчит. Внезапно, вдруг
упорства ты ее не сломишь.
Вот оттого-то каждый звук
зимою ты так жадно ловишь.
Ну и уж каждый знает строчки Ф. Тютчева: «Люблю грозу в начале мая.»
Как тут не вспомнить известные слова Б. Окуджавы: «У природы нет плохой погоды.»!
7. Ведущий. Неотъемлемую часть природы составляют животные — братья наши меньшие. Наши домашние любимцы греют нашу душу, дарят любовь, делят одиночество. Стихотворение «Собаке Качалова» С. Есенина читает участница Второго Московского конкурса «Художественное слово» уч. 11 «Б» класса Вердина Александра.
8. Чтение стихотворения «Собаке Качалова»
9. Ведущий. Но мы не должны забывать, что и природа также нуждаются и в нашей любви, и заботе. По тому, как человек относится к животным, домашним или бродячим, можно в полной мере судить о его нравственности, о его душе.
10. Выступление уч-ся 7 «Д» класса со сценкой «Про котенка»
Девочка Я нашла в саду котенка…
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал? Мама!
Мама Лучше не проси,
Где взяла, туда неси!
Девочка Летом я бы не просила,
Но сейчас темно и сыро! Мама!
Мама У меня забот без котенка-
Полон рот!
Девочка Где живут лесные звери?
В норке…в логове…в пещере…
Иль в каком-нибудь дупле,
Вместе с матерью в тепле!
А у этого зверька
Ни кормушки, ни кутка…
Мама Прекрати волынку эту!
Дед Что за шум, а драки нету?
Почему в слезах девчонка?
Девочка Я нашла в саду котенка,
Только мама…
Дед Стой, стой, стой,
Где найденыш этот? Ой!
До чего же страшный зверь!
Вот что сделаем теперь:
Ты пойди к себе, умойся
И немножко успокойся.
Да, найденному плеснуть
Молочка не позабудь…
Дед к маме Разве ты забыла?
Как у нас в семействе было:
Две собаки, два кота,
Куры, гуси. Красота!
Не могу поверить чтобы…
Мама У котов в шерсти микробы!
И собаки и коты все заразны!
Дед Это ты говоришь слова такие?
Без любви к животным
Вырастают дети злые… Дочь!
Ты отбрось сомненья прочь,
Разреши коту остаться…
Ну куда ему деваться?
Оставляем значит?
Мама Да!
Дед Внученька, иди сюда!
Все уладилось прекрасно!
Девочка Он хорошенький ужасно:
Мама! Дедушка!
Дед Ну вот, как по маслу все идет.
Если б каждому ребенку
По щенку или котенку,
Не осталось бы зверька
Без кормушки и кутка!
11. Ведущий: Ребята, не забывайте о своих четвероногих друзьях, послушайте, какой совет дают вам ребята:
1 чтец Берегите своих кошек и собак,
Надевайте поводок, когда ходите гулять!
Не забудьте вовремя кормить и поить,
Прививки им делать и просто любить!
2 чтец Давайте любить все живое,
Ведь это чудесно, ребята!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб хомка свой нос любопытный не прятал,
Бежал по дорожке щенок без помех,
И кошки доверчивы были,
Вместе Нам нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили!
12. Ведущий (выходя из-за кулис) : Что для тебя планета Земля?
3 чтец (с другой стороны кулис) : Земля – это чистое синее небо…
4 чтец: Земля – это яркое солнце…
5 чтец: Зелёный лес и пение птиц
6 чтец: Земля – это хрустальная вода в реке, которую так и хочется зачерпнуть, чтобы напиться…
13. Выступление танцевального коллектива «Вальс цветов»
14. Мелодия песни переходит в тревожную музыку:
1 чтец: Но с каждым новым днём всё темнее небо – это дымят заводы,
2 чтец: Всё тусклее солнце – смок не даёт пробиться его лучам.
3 чтец: Стареют и умирают леса - заражены почвы.
4 чтец: И давно прошли времена, когда из реки можно было пить.
Вместе: Внимание люди! Опасность грозит планете! Экологическая опасность!
15. Ведущий: Все мы понимаем, как важно сохранить чистой воду, леса. И ведь не очень трудно выполнять элементарные вещи - не захламлять реки и озёра, не сливать в них грязь и нечистоты, не оставлять после себя мусор в лесу, не ломать деревья.
От нас с вами зависит, в каком мире мы будем жить: среди мусорных развалов или на зелёно – голубой счастливой планете Земля.
16. Выступление хора с песней «Солнечный круг»
Конечно, это мероприятие — только маленькая частичка большой работы школы по формированию экологической культуры учащихся, воспитанию у ребят осознания природы как высшей ценности, понимания ее красоты, развитию способностей чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее.
Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Вот почему для нас экологическое воспитание школьников является необходимой формой работы как на уроках, так и во внеурочное время.
Статью по итогам декады Экологии и сценарий литературно-музыкального праздника-призыва «Мы в ответе…»
подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 935»
Долгова Людмила Викторовна