Прокопенко Анна
Сценарий литературно-музыкального вечера «Коста — это целый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно – эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цель: Расширение представления детей о малой стране, о ее истории, об Осетинском писателе Коста Хетагурове, способствовать сохранению исторической памяти у детей, через музыкальную и художественную культуру.
Задачи:
Публикация «Сценарий литературно-музыкального вечера „Коста — это целый мир“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Систематизировать знания детей о основоположнике осетинской литературы К. Л. Хетагурове. 2. Воспитывать у детей чувство гордости и патриотизма к людям, прославившим Осетию.
Методы и приё мы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.
Форма организации деятельности: групповая
Материал: портрет К. Хетагурова, цветы у портрета поэта, выставка из репродукции его картин.
Зал празднично украшен, в центре – большой портрет Коста Хетагурова, рядом с портретом цветы (тихо звучит Осетинская
музыка, дети заходят в зал, где сидят родители и встают полукругом)
Словарная работа: «крепость, джигит, живописец, природа Кавказа, горец, дом - хадзар».
Предварительная работа:
Рассказы воспитателя о Коста Левановиче Хетагурове. Чтение его произведений. Показ иллюстраций из книги К. Г. Попова «По тропам родного края». Слушание осетинских народных мелодий. Рассматривание осетинской национальной одежды, посуды.
Ведущий:
- Дорогие ребята и наши уважаемые родители, мы собрались с вами здесь, чтобы отметить день рождения великого осетинского поэта К. Л. Хетагурова. Он родился и жил в то время, когда были живы наши пра-пра-пра дедушки и бабушки.
Его давно уже нет с нами. Ему сегодня бы исполнилось 158 лет. Что бы люди помнили человека столько лет, надо заслужить своими делами, всей своей жизнью.
Много лет назад в селе Нар, что находится в одном из самых удивительных уголков Северной Осетии, у одного уважаемого человека – Хетагурова Левана, родился сын. Старейшины села дали ему имя Коста. Его мама умерла очень рано, поэтому его воспитывала его тётя. Коста подрос и пошёл в школу. Уже в школе он начал рисовать и писать стихи.
Коста Леванович Хетагуров очень любил не только своюмаленькую Осетию, но и любил свой народ. Поэт беседовал с
горцами; наблюдая быт и жизнь народа, он записывал народныепесни, собирал пословицы и поговорки.
Ведущий: - Когда душа моя чиста,
Мне имя слышится Коста.
Коста мне слышится, когда
В горах встречается арба,
А рядом с ней идет старик.
Высок и крепок, хоть небрит.
Ребенок:
- Во всем мне слышится Коста,
Быки чугунного моста
Наверно помнят, как поэт
Смотрел на Терек в 20 лет.
Ребенок:
- Опять послышался Коста
Со строк из ветхого листа.
Из книги книг «Иронфандыр»
Юнцом зачитанной до дыр.
Ребенок:
- Коста вершин, Коста долин
Неповторимый осетин.
Все выше мужество и честь,
Что были, будут в нас и есть!
А сейчас мы проведём викторину между ребятами и родителями и посмотрим, кто лучше знает культуру Осетии.
Вопросы детям:
1)Где родился К. Л. Хетагуров? (в с. Нар).
2) Как звали отца Коста? (Леван Хетагуров)
3)Где находится село Нар? (в горах, в Алагирском ущелье).
4) Кем был К. Хетагуров? (писателем, художником, поэтом).
5)А как называется республика, в которой мы с вами живем?
Вопросы родителям:
1) Как называется Осетинский дом? (Хадзар)
2) Как назывался сборник Осетинских произведений? («Иронфандыр» или «Осетинская лира»)
3)Как называется шапочка Осетинской девушки? (Худ)
4)Как называется головной убор у мужщин? (Башлык)
Ведущая:
Мы с вами узнали не только много интересного о Коста Хетагурове, но и познакомились с Осетинской историей.
В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура. Есть несколько видов танцев: массовый танец (симд, парные танцы (тым-был кафт и др., медленный танец (хонгкафт, мужской сольный танец на носках (рог кафт). Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони (фндыр, используются и струнные музыкальные
инструменты.
Ведущая: Коста Хетагуров был не только певцом, художником и поэтом, но он еще и был хорошим танцором.
Грянули струны, звонкий мотив
Горская пляска, как весенний разлив.
Горская пляска, как пламя костра,
Горская пляска, как ветер быстра!».
Ведущая:
А сейчас я предлагаю исполнить мальчикам «Танец джигитов» вместе с папами. И мы оценим, чей танец был лучшим.
«Танец джигитов»
Ведущий:
Всю свою недолгую жизнь Коста посвятил народу Осетии, Кавказа – писал о жизни простых людей, которые его окружали.
Ребенок:
Дети Осетии, братьями станем
В нашем едином и дружеском стане,
К правде сверкающей смело шагайте,
Трусы, бездельники, прочь, не мешайте!
Ребенок:
Прими благодарность народа родного.
Ты был с ним в веселье, нужде и тоске.
Нашел для народа ты песню и слово,
И с ним говорил на родном языке.
Ребенок:
Не верь, что я забыл родные наши горы,
Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
Твои задумчиво-мечтательные взоры,
И бедный наш аул, и бедный наш народ.
Ребенок:
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот.
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?
Тебя, родной аул и бедный наш народ.
«ПЕСНЯ О КОСТА»
Ведущий:
Несмотря на то, что Коста остался сиротой, рос без матери, сердце у него было добрым, ребенком он был ласковым и очень часто играл с детьми в разные игры.
Давайте мы с вами разделимся на две команды :родителей и детей и узнаем кто из вас самый ловкий.
1. «Кто самый меткий?»
2. «Барсы и пещера»
3. «Жмурки»
4. «Наездники» и т. д. (дети играют)
Ведущий: (обращает внимание на репродукции картин)
-Ребята, Коста Леванович был ещё и очень талантливым художником. На своих картинах он изображал жизнь своей родной
Осетии, осетинского народа, природу Кавказа. Вот некоторые из них.
(ведущий предлагает рассмотреть репродукции картин К. Хетагурова).
Ведущий:
Ребята, вот перед вами два мольберта, где изображены горы Кавказа, но как мы с вами видим, что они не закончены. Нам надо сейчас разделиться на две команды : родителей и детей, и дорисовать вершины гор.
В Осетии одним из любимых танцев является «Симд». Обычно им завершаются праздники. Вот и наш праздник подходит к концу, давайте все вместе станцуем «Симд».
Танцуют «Симд» и взрослые и дети.
Ведущий:
А теперь ребята, посмотрите, что для вас приготовили ваши родители! (Выходит мамы участников, у которых на подносе лежат Осетинские пироги. Угощают детей.)