Елена Смола
Деятельность методической службы в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Тема: «Деятельность методической службы в образовательной организации»
(Выступление на методическом объединении)
Подготовила: методист Смола Е. В.
Ноябрь,2022 г.
Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение готовности педагогов к работе в современных условиях. Требования федеральных государственных образовательных стандартов работников образования определяют новые подходы к организации образовательного процесса, формам, методам и, самое главное, результатам обучения. Все это требует постоянной работы методической службы по повышению профессионального уровня педагогов.
Публикация «Деятельность методической службы в образовательной организации» размещена в разделах
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-классы. На открытых занятиях по средствам мастер-классов педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие и мастер-классы — средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Среди компетенций педагога дополнительного образования, обеспечивающих профессиональное мастерство, профессиональный стандарт указывает на необходимость наличия следующих умений:
- планировать образовательный процесс, занятия, с учетом задач и особенностей образовательной программы;
- образовательных запросов учащихся (для детей и их родителей (законных представителей, возможностей условий их удовлетворения в процессе освоения общеобразовательной общеразвивающей программы.
Педагог должен использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе ИКТ, электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
-избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
-состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья).
Одной из признанных и эффективных форм повышения квалификации педагогических работников в системе дополнительного образования на протяжении многих лет является обмен опытом педагогической деятельности.
Среди форм трансляции инновационного педагогического опыта наиболее востребованы мастер- классы и открытые занятия.
Открытое занятие - специально подготовленная форма организации методической работы, реальный образовательный процесс, в ходе которого педагог демонстрирует коллегам реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения.
Отличительной особенностью открытых занятий является наличие методической цели, которая предопределяет, какие именно образовательные технологии, методы, педагогические приемы будут демонстрироваться педагогом в процессе проведения занятия.
Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия в системе инновационной деятельности учреждения призвано обеспечить построение совершенной модели взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования.
Открытые занятия посвящаются актуальным проблемам методической науки и, как правило, каждое открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. В свою очередь, индивидуальная педагогическая проблема педагога неразрывно связана исследовательской проблемой объединения, с общей проблемой деятельности учреждения в целом.
Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Современное инновационное занятие отличает новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом изменение в цели, содержании, методах, средствах или в форме организации занятий.
Образовательная цель занятий - погружение в коммуникативную ситуацию для освоения новой лексики. Методическая цель - демонстрация использования интерактивных технологий в процессе реализации общеобразовательной общеразвивающей программы
Активные методы обучения : метод актуализации имеющихся знаний у обучающихся, метод создания проблемной ситуации, групповое обсуждение, наглядный метод практической работы.
На открытых занятиях, актуально использование инновационных технологий проблемного и развивающего обучения:
-технологии личностно-ориентированного обучения: творческая мастерская, эмоционально - образное обучение, разноуровневое обучение;
-педагогические средства развития мотивации к познавательной и творческой деятельности; приемы организации коллективной мыслительной деятельности;
-формы воспитательной деятельности, направленные на становление гражданско- патриотической позиции обучающихся;
-использование элементов здоровьесберегающей и игровых технологий на занятиях с детьми различных возрастных групп;
-технологии создания творческого продукта, алгоритмы различных видов деятельности; интерактивные методы обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе и др.
Еще более эффективной формой самосовершенствования педагога является мастер - класс. Идея проведения мастер-класса практико и компетентностно ориентирована, и направлена на результативность деятельности всех его участников (в том числе мастера). Как локальная технология трансляции инновационного и актуального педагогического опыта мастер-класс обеспечивает педагогу-мастеру возможность продемонстрировать и коллективно (совместно с участниками) проанализировать особенности использования ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу- хау» педагога-мастера.
Обычно мастер-класс состоит из заданий, которые направляют деятельность педагогов - участников на решение поставленной педагогической проблемы, причем внутри каждого задания участники абсолютно свободны в осуществлении выбора пути исследования, средств для достижения цели в выборе темпа работы. Мастер-класс предполагает актуализацию знаний каждого педагога-участника по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить представления всех его участников о сути проблемы, а также способах и средствах ее решения. В технологии проведения мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. (Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности).
В зависимости от типа мастер-класса избирается алгоритм, позволяющий достигать поставленные цели.
По типу мастер-классы классифицируются как:
- предметные (овладение предметом или способом деятельности по направлению);
- педагогические (в основе - освоение технологий и методов, путей и способов решения определенной проблемы);
- предметно-педагогические (овладение одновременно и способом деятельности, и методами обеспечения его освоения воспитанниками).
Применение мультимедийной презентации - один из эффективных методов организации обучения, очень сильное педагогическое средство. Внедрение этой деятельности позволяет педагогу организовать освоение современных информационных технологий, сформировать необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Уникальность мультимедийной презентации в том, что она может использоваться на всех типах занятий. Например, на занятиях контроля знаний, с помощью презентации можно сделать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний детей.
Именно авторские педагогические системы обеспечивают уровень развития каждой образовательной организации, дополнительного образования в целом. Для современного дополнительного образования способность своевременно откликаться на новшества и связанные с их внедрением изменения в образовательной реальности и запросах потребителей, а также осуществлять опережающее предложение образовательных услуг являются основополагающими.