Приложение МААМ

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Гульнара Хамитова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Тип урока : обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)

Цель урока : научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

Задачи.

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, формирование навыков поискового чтения, чтения вслух, ролевое чтение, скользящее чтение;

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе „Д, Н, Мамин-Сибиряк „Приёмыш“» размещена в разделах

Развивающие: развитие смысловой догадки, сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (4 класс, автор В. Г. Горецкий и др., «Просвещение», 2015; книга Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; карточки, таблица для тестирования, Мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Речевая разминка. Работа по листочкам.

3. Поэтическая минутка

Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно по важней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

Что такое доброта? (Это все хорошее, красивое, счастливое. Например мама, весна, солнце и т. д.

- Какого же человека можно назвать добрым? (Это тот человек, который творит добро.)

-Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь.

Что же есть зло? ( Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда)

Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

(слайд 1)

Повторение, введение в тему урока.

СЛАЙД 2 (портрет Мамина- Сибиряка)

–Как его настоящая фамилия?

–Что знаете ещё об авторе?

1 ученик

«Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк родился в семье священника и учительницы. Детские годы его прошли в поселке на Урале. Он рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка»

2 ученик

«Родители его были добрыми людьми. В семье очень любили книги и научили этому мальчика. Отец говорил, что книги - наши лучшие и дорогие друзья».

3 ученик

«Мамин - Сибиряк записал сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке и назвал этот сборник «Алёнушкины сказки»

СЛАЙД 3 (Книга, отец с дочерью)

4 ученик

«Мама Аленушки давно умерла, и девочка росла без матери. Отец делал всё, чтобы дочери жилось хорошо.

3. Обобщение и систематизация учебного материала.

1). Работа с текстом рассказа.

- Назовите еще раз, как называется произведение, над которым будем сегодня работать? (Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш») (Слайд №3)

-Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? (Это тот, кого приняли, приютили)

Работа в группах. Каждая группа получает свое задание.

Выборочное чтение. Карточки под № 1

-Найдите в тексте слова, говорящие о том( 1 группа)

- Как попал лебедь к Тарасу? (стр. 77)

- Как говорил о лебеде старик? (Как о родном, близком человеке)

(2 группа) - Как Тарас доказывает, что он был не одинок на сайме? (стр. 80)

(3 группа) - Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 81)

- Почему? (Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.)

1. Дискуссия

-А теперь давайте порассуждаем, поспорим?

1) - Вернётся ли лебедь весной?

Обобщение.

- Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Лебедь- птица, которой нужна полная свобода, и у нее должна быть своя семья.

-Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. Такой любви надо учиться нам людям.

Физкультминутка. (Слайд №10)

Лебеди летят, крыльями машут,

прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на землю садятся.

–Почему Тарас тревожился за судьбу лебедя? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю взять карточки под № 2

Вставьте пропущенные слова.

Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить. Исподволь учат: всё дальше да.

Своими ___ я видел, как молодых обучают к. Сначала

особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.

- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?

(Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.)

Обобщение ответов детей учителем.

Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.

- В чём же заключается доброта старика?

(Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.)

- Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака.

4). Работа с планом – тестом.

-Сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. ( Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).

(Тесты раздаются каждой группе)

В какое время года происходили события, описываемые автором? Зимой Весной Осенью

Как называется озеро? Синее Светлое Грязное

Как звали старика? Иван Семён Тарас

Сколько лет жил Тарас на озере? 10 40 5

С кем жил старик на озере? С собакой С курицей С лисой

Как звали собаку? Тузик Соболько Шарик

Какую птицу приютил Тарас? Лебедя Утку Индюка

Как старик назвал птицу? Прикормыш Выкормыш Приёмыш

Где Тарас запер птицу? В сундуке В ящике В избушке

Для чего старик запер птицу? Чтобы не улетел Чтобы никто его не увидал Чтобы не играл с собакой

Как сложилась дальнейшая судьба лебедя? Остался жить с Тарасом Улетел в лес Улетел в тёплую сторону

5). Работа с эпиграфом.

- На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки не сделает зла.

- Как вы понимаете это стихотворение? (Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.)

-Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей) варианты ответов.

Обобщение этапа работы учителем.

Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.

4).Итоги урока и оценка знаний. (Слайд)

Рефлексия

С каким чувством уходите с урока?

Чему научил вас этот рассказ?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?

На парте лежат бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной в начале - «пустите плавать на озеро белого лебедя», а если не достигли цели, поставленной в начале - «пустите плавать на озеро чёрного лебедя»

.Домашнее задание и оценки. Пересказ с 76 – 83

Карточка №1

-Найдите в тексте слова, говорящие о том,

- Как попал лебедь к Тарасу? (стр. 77)

- Как говорил о лебеде старик?

Карточка №1

-Найдите в тексте слова, говорящие о том,

- Как Тарас доказывает, что он был не одинок на сайме? (стр. 80)

Карточка №1

-Найдите в тексте слова, говорящие о том,

- Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 81)

- Почему?

Карточка №2.

Вставьте пропущенные слова.

Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить ___. Исподволь учат: всё дальше да ___.

Своими ___ я видел, как молодых обучают к ___. Сначала

особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое ___. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные слова.

Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить ___. Исподволь учат: всё дальше да ___.

Своими ___ я видел, как молодых обучают к ___. Сначала

особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое ___. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные слова.

Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить ___. Исподволь учат: всё дальше да ___.

Своими ___ я видел, как молодых обучают к ___. Сначала

особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое ___. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 17:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Хамитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД