Гульнара Хамитова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока : обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока : научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.
Задачи.
Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, формирование навыков поискового чтения, чтения вслух, ролевое чтение, скользящее чтение;
Темочки:
- Литературное чтение
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Развивающие: развитие смысловой догадки, сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (4 класс, автор В. Г. Горецкий и др., «Просвещение», 2015; книга Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; карточки, таблица для тестирования, Мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Речевая разминка. Работа по листочкам.
3. Поэтическая минутка
Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно по важней, чем лица красота
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
Что такое доброта? (Это все хорошее, красивое, счастливое. Например мама, весна, солнце и т. д.
- Какого же человека можно назвать добрым? (Это тот человек, который творит добро.)
-Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Что же есть зло? ( Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда)
Постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.
(слайд 1)
Повторение, введение в тему урока.
СЛАЙД 2 (портрет Мамина- Сибиряка)
–Как его настоящая фамилия?
–Что знаете ещё об авторе?
1 ученик
«Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк родился в семье священника и учительницы. Детские годы его прошли в поселке на Урале. Он рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка»
2 ученик
«Родители его были добрыми людьми. В семье очень любили книги и научили этому мальчика. Отец говорил, что книги - наши лучшие и дорогие друзья».
3 ученик
«Мамин - Сибиряк записал сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке и назвал этот сборник «Алёнушкины сказки»
СЛАЙД 3 (Книга, отец с дочерью)
4 ученик
«Мама Аленушки давно умерла, и девочка росла без матери. Отец делал всё, чтобы дочери жилось хорошо.
3. Обобщение и систематизация учебного материала.
1). Работа с текстом рассказа.
- Назовите еще раз, как называется произведение, над которым будем сегодня работать? (Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш») (Слайд №3)
-Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? (Это тот, кого приняли, приютили)
Работа в группах. Каждая группа получает свое задание.
Выборочное чтение. Карточки под № 1
-Найдите в тексте слова, говорящие о том( 1 группа)
- Как попал лебедь к Тарасу? (стр. 77)
- Как говорил о лебеде старик? (Как о родном, близком человеке)
(2 группа) - Как Тарас доказывает, что он был не одинок на сайме? (стр. 80)
(3 группа) - Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 81)
- Почему? (Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.)
1. Дискуссия
-А теперь давайте порассуждаем, поспорим?
1) - Вернётся ли лебедь весной?
Обобщение.
- Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Лебедь- птица, которой нужна полная свобода, и у нее должна быть своя семья.
-Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. Такой любви надо учиться нам людям.
Физкультминутка. (Слайд №10)
Лебеди летят, крыльями машут,
прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на землю садятся.
–Почему Тарас тревожился за судьбу лебедя? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю взять карточки под № 2
Вставьте пропущенные слова.
Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить. Исподволь учат: всё дальше да.
Своими ___ я видел, как молодых обучают к. Сначала
особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.
- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?
(Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.)
Обобщение ответов детей учителем.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.
- В чём же заключается доброта старика?
(Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.)
- Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака.
4). Работа с планом – тестом.
-Сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. ( Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).
(Тесты раздаются каждой группе)
В какое время года происходили события, описываемые автором? Зимой Весной Осенью
Как называется озеро? Синее Светлое Грязное
Как звали старика? Иван Семён Тарас
Сколько лет жил Тарас на озере? 10 40 5
С кем жил старик на озере? С собакой С курицей С лисой
Как звали собаку? Тузик Соболько Шарик
Какую птицу приютил Тарас? Лебедя Утку Индюка
Как старик назвал птицу? Прикормыш Выкормыш Приёмыш
Где Тарас запер птицу? В сундуке В ящике В избушке
Для чего старик запер птицу? Чтобы не улетел Чтобы никто его не увидал Чтобы не играл с собакой
Как сложилась дальнейшая судьба лебедя? Остался жить с Тарасом Улетел в лес Улетел в тёплую сторону
5). Работа с эпиграфом.
- На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла.
- Как вы понимаете это стихотворение? (Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.)
-Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей) варианты ответов.
Обобщение этапа работы учителем.
Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.
4).Итоги урока и оценка знаний. (Слайд)
Рефлексия
С каким чувством уходите с урока?
Чему научил вас этот рассказ?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
На парте лежат бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной в начале - «пустите плавать на озеро белого лебедя», а если не достигли цели, поставленной в начале - «пустите плавать на озеро чёрного лебедя»
.Домашнее задание и оценки. Пересказ с 76 – 83
Карточка №1
-Найдите в тексте слова, говорящие о том,
- Как попал лебедь к Тарасу? (стр. 77)
- Как говорил о лебеде старик?
Карточка №1
-Найдите в тексте слова, говорящие о том,
- Как Тарас доказывает, что он был не одинок на сайме? (стр. 80)
Карточка №1
-Найдите в тексте слова, говорящие о том,
- Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 81)
- Почему?
Карточка №2.
Вставьте пропущенные слова.
Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить ___. Исподволь учат: всё дальше да ___.
Своими ___ я видел, как молодых обучают к ___. Сначала
особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое ___. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.
Карточка №2.
Вставьте пропущенные слова.
Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить ___. Исподволь учат: всё дальше да ___.
Своими ___ я видел, как молодых обучают к ___. Сначала
особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое ___. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.
Карточка №2.
Вставьте пропущенные слова.
Подрастут ___, - отец с матерью выведут их сперва на ___, а потом начнут учить ___. Исподволь учат: всё дальше да ___.
Своими ___ я видел, как молодых обучают к ___. Сначала
особняком учат, потом небольшими ___, а потом уж сгрудятся в одно большое ___. Ну а мой – то Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал.