ирина минина
Cопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в условиях службы ранней помощи
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до трех лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды.
Уникальность раннего возраста определяется еще и тем, что это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми. Часто бывает так, что у родителей отсутствуют представления и знания о возрастных возможностях и потребностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения.
Темочки:
Многочисленные исследования показывают, что уровень психолого – педагогической компетентности родителей во многом предопределяет успешную социализацию и развитие ребенка раннего возраста. Для того, чтобы процесс социализации маленького ребенка был комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями. В связи с этим, специалистами Службы ранней помощи разработана модульная программа психолого-педагогического сопровождения семей.
Педагогическое сопровождение семьи рассматривается учеными как длительный процесс, включающий работу специалистов со всеми членами семьи и с ребенком. Этот процесс направлен на создание в семье наиболее эффективных педагогических условий для всестороннего
отклонениями в развитии, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и в семейных отношениях.
Важнейшее условие социализации ребенка с отклонениями в развитии - сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует
педагогическое воздействие на ребенка. Именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу,
помощи, развитию детей. Воспитание требует от родителей психолого-педагогической, медицинской и социальной грамотности, если же речь идет о детях с особыми нуждами, то подготовка эта становится жизненно необходимой.
В связи с этим, актуальным являются задачи не только формирования у родителей начальных психолого-педагогических знаний о детях раннего возраста (в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, но обучения родителей игровым методам и приемам взаимодействия,
содействие в подборе адекватных средств общения с ребенком.
Среди приоритетных направлений сопровождения данной категории семей можно отметить следующие:
- изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери и ребенка;
- психолого-педагогическая помощь в адекватной оценке потенциальных возможностей ребенка с отклонениями в развитии;
- повышение информированности родителей о способах и методах развития и обучения ребенка;
- организация тренинговых и коррекционных занятий с целью реконструкции искаженных родительско-детских отношений;
- обучение родителей элементарным методам психолого-педагогической коррекции (дидактическим играм, элементам рисуночной и сказкотерапии, навыкам релаксации и дыхательной гимнастики);
- психологическая поддержка родителей в решении личных проблем и негативного эмоционального состояния.
Содержание данной работы реализуется специалистами Службы через разнообразные традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.
Традиционные формы:
- коллективные (собрания, лектории, круглые столы, дискуссии; подгрупповые коррекционно – развивающие занятия);
- индивидуальные (индивидуальная консультация или беседа, индивидуальные коррекционно – развивающие занятия);
- наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы:
- тренинги для родителей,
- досуговые,
- познавательные,
- дистанционное обучение.
В процессе реализации таких форм сотрудничества происходит не только обучение членов семьи методам и приемам коррекционной работы с ребенком, но и формируются адекватные способы взаимодействия семьи с ребенком посредством:
- коррекции неконструктивных форм поведения членов семьи (агрессия, необъективная оценка собственного поведения и поведения ребенка, эскапизм, примитивизация поведения и др.);
- формирования продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами и другими лицами);
- обучения умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или психофизическую недостаточность ребенка;
- коррекции понимания проблем ребенка – постепенная нейтрализация отрицания наличия проблем (переход из позиции защиты и позиции противопоставления себя социуму в позицию
взаимодействия);
- постепенного исключения гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития;
- коррекции взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям, проявляющимся в уважении личности ребенка и предоставляющим ребенку достаточную его возможностям самостоятельность);
- расширения сферы творческого взаимодействия с ребенком.