Валентина Овчинникова
Cистема деятельности для развития познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и организация образовательного процесса в группе дошкольного образования определяется основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ детского сада «Колокольчик», разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г., Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2022-2030 годы (от 28.12.2012 N 1677 в редакции от 31.01.2022 года, Уставом дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колокольчик». Образовательная деятельность осуществляется с учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Темочки:
Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.
Старший воспитатель Овчинникова Валентина Владимировна является непосредственным участником реализации данной программы. Цель работы старшего воспитателя — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
В детском саду старший воспитатель Овчинникова В. В. ежедневно 3 часа ведет воспитательно – образовательную деятельность с детьми разновозрастной группы общеразвивающей направленности детей от 4 до 7 лет.
Средняя наполняемость групп дошкольного образования за период 2019 - 2022 годы составляет 42 ребёнка.
Педагогический процесс Валентина Владимировна выстраивает на данных педагогической диагностики. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов усвоения образовательной программы, а мониторинг детского развития на основе оценки личностного развития ребенка.
Планирование педагог начинает с постановки цели и задач, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. Для воспитанников старший воспитатель разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты и считает необходимым обеспечивать личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании.
На современном этапе главной целью обучения является формирование основных компетентностей дошкольника, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности через осознание своих потребностей, возможностей, способностей. Наиболее успешно педагогом Овчинниковой В. В. у воспитанников формируются такие ключевые компетентности, как здоровьесберегающая, коммуникативная, информационная, деятельностная и социальная.
Одна из важнейших задач педагога Овчинниковой В. В. - это сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада. Формированию здоровьесберегающей компетенции способствуют использование дыхательной, артикуляционной и зрительной гимнастики, массажа, речедвигательной ритмики, динамической паузы.
Совместно с воспитателями Валентина Владимировна систематически проводит работу, направленную на физическое развитие детей. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни в детском саду проходят спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «День Здоровья», малые олимпийские игры и т. д. В группах отмечается неплохая посещаемость и низкая заболеваемость детей. Старший воспитатель осуществляет методическую помощь, координацию и контроль по применению закаливающих и оздоровительных мероприятий: дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, пальчиковой гимнастике, физкультминуток.
Такие средства обучения как моделирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности способствуют формированию деятельностной компетентности у детей.
Дети по природе своей – исследователи, поэтому для развития познавательной активности педагог рекомендует педагогам использовать исследовательскую деятельность, для чего осуществляет наработку методического материала по формированию у детей исследовательских способностей.
В познавательной деятельности детей складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребёнка. Здесь он совершенствует свои способности. Системный подход к работе даёт возможность добиться определённых результатов в развитии познавательной деятельности. Систематически во всех видах деятельности Валентина Владимировна призывает и рекомендует педагогам использовать наглядность: предметные и сюжетные картинки, модели, плакаты, муляжи, игрушки.
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт старшему воспитателю возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
В своей работе Овчинникова В. В. использует разнообразные виды совместной деятельности : эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, театрализованной деятельности, в форме путешествия, экскурсии, позволяющие ей выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения.
Использование игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности наших воспитанников.
Педагог широко использует в совместной деятельности социоигровые приёмы : работу в парах и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у воспитанников. Дети проявляют терпение, успешно адаптируются в коллективе и имеют все предпосылки к успешной самореализации.
Одна из основных задач, которую ставит перед собой старший воспитатель - создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности. Огромную роль в этом вопросе отводится сюжетной игре, как основному виду самостоятельной деятельности. Общение с детьми — сотрудничество. Позиция педагога Овчинниковой В. В. исходит из интересов ребёнка, его дальнейшего развития. Она поддерживает всё положительное, вызывает активное стремление стать лучше, даёт почувствовать ребёнку заинтересованное отношение к нему. Итогом всей проделанной работы по вопросам личности и социального развития детей является :
– миролюбивое отношение детей друг к другу;
– отсутствует зависть и соперничество;
– отсутствует такое проявление характера как эгоизм;
– у детей есть стремление помочь друг другу в трудную минуту, оказывают помощь по возрасту детям.
В результате работы в данном направлении создан благоприятный психологический климата в детском саду.
Овчинникова В. В. учит детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять интересные художественные решения. В процессе художественно-эстетического развития совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности детей; развиваются специальные умения и навыки. Воспитанники принимают участие в различных конкурсах на муниципальном и региональном уровне.
Окончив в 2019 курсы профессиональной переподготовки в ТОГОАУ ДПО ИПКРО по программе «Логопедия. Олигофренопедагогика», Валентина Владимировна ведёт кружок «Речецветик». Актуальность и педагогическая целенаправленность программы «Речецветик» - повышение эффективности процесса предупреждения и коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Стимулирует развитие деятельности ребенка, формирует его познавательную активность правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, так как в ней заложена «информация», сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Создавая РППС, педагог учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда включает:
• Зону познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.
• Зону фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этой зоне стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.
• Игровая зона, удовлетворяющая основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.
• Зона экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.
• Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.
• Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.
Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками.
Вся педагогическая деятельность старшего воспитателя строится на взаимодействии педагогами детского сада, с родителями и социальными партнёрами
Вывод: использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило Овчинниковой В. В. формировать у детей основные компетентности и повысить результативность воспитательно - образовательного процесса.