Романчук Анна Николаевна
Цикл занятий о воде в старшей группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении – вода.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Знакомство с водой»
Цель: Познакомить детей с водой и некоторых её свойствах.
Задачи Расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни, её свойствах (жидкая,, не имеет формы, прозрачная). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать; Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Цикл занятий о воде в старшей группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
1. Ребята, отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
Молодцы ребята вы правы это вода. Все растения и животные без воды гибнут.
Хотите еще узнать о воде? Слушайте.
Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус). Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Тело человека состоит в среднем на 70% из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!
А скажите, мне, пожалуйста, где вы живёте? В доме, правильно. У каждого из Вас есть свой дом. А как вы думайте, где у нас в группе живёт водичка? Пойдёмте в умывальную комнату и посмотрим. Почему её не видно? Она в кране. А что надо сделать, чтобы из крана полилась вода? Оля, открой кран. Ребята, что сделала Оля? Что льётся из крана? Что будет, если мы закроем кран? Почему нет воды?
2. Какая водичка льётся из крана? (чистая, прозрачная). Давайте проверим. В стакане мы нальём воду. Какая вода?
Чистая. Давайте положим в неё чёрную бусинку, видим вода прозрачная и через неё видно бусинку. Для чего нужна чиста вода человеку? Для того, что –бы он пил, мылся, стирал бельё, поливал ….
Вода это жидкость её можно налить во что-нибудь. Она течет. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Как вы думаете, что будет с водой, если её налить в кубик? (воспитатель наливает воду в кубик). Какой вода стала формы? Она приняла форму кубика. Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Ребята, какие выводы, о воде мы можем сделать? Правильно, вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода жидкая, у воды нет формы, она принимает форму сосуда, ёмкости в которые мы её наливаем.
3. Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
4. Ребята, а как вы думаете, на Земле много воды?
Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.
5. Подведение итогов. Что нового узнали? Что запомнилось?
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем в старшей группе
Цели:
Образовательная:
- Вода – это жидкость;
- вода не имеет цвета;
- не имеет вкуса
- не имеет запаха;
- может растворять другие вещества;
- может принимать любую форму;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
2. Воспитательная:
- развивать социальные навыки:
- умение работать в группе
- учитывать мнения партнёров
- прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающая:
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
Проведение экспериментов с водой.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Чтение худ. Литературы,
Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.
Материалы для экспериментов.
- прозрачная и не прозрачная пластиковая посуда.
- вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, лимон, краски, чеснок, мыло).
Ход проведения занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?
(Высказывание детей)
Воспитатель: Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают открытия, проводят эксперименты.
Давайте сегодня и мы поработаем учёными. А я буду вам помогать.
Появляется Незнайка.
Незнайка: здравствуйте ребята, я узнал, что сегодня вы будите проводить опыты. Можно и мне посмотреть?
Дети: Да, конечно, смотри.
Незнайка: Вот здорово, спасибо!
Воспитатель: Послушайте стихотворение загадку, которое подскажет нам, с чем мы будем проводить сегодня опыты:
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить.
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, вода – это жидкость. Она течёт, её можно наливать во что – нибудь. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода – самое чудесное и удивительное вещество в природе.
Вот сегодня мы и будем исследовать свойства воды.
Я приглашаю вас к столу.
1 опыт. «Вода – это жидкость».
Возьмите стаканчики с водой, и вылейте немного воды в блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течёт, растекается по блюдцу.
Почему вы смогли вылить воду из стакана? Почему вода растеклась по блюдцу?
Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая
Воспитатель: Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому её и называют жидкостью.
Опыт. «Вода без цвета»
Воспитатель: Ребята, какого цвета вода?
Дети: Прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Правильно, но она может менять цвет. Возьмите кисточку, обмакнём её в краску, которая стоит у вас на столе, а затем опустите её в блюдце с водой.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Вода стала цветная.
Воспитатель: Видите, вода меняет цвет, в зависимости от того, что в неё добавить.
Опыт. «Вода без вкуса».
Воспитатель: У меня стаканы с простой водой (11 стаканов). Вызвать троих детей. Попробуйте, какая вода на вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: А сейчас. я в четыре стакана выдавлю капли лимона. Попробуйте, какой сейчас на вкус стала вода.
Дети: Кислой.
Воспитатель: В другие стаканы я опущу сахар. Что с ним стало?
Дети: Он растворился.
Воспитатель: Правильно, теперь попробуйте эту воду. Какой она стала?
Дети: Сладкой.
Воспитатель: Из этого опыта мы можем сделать вывод, что вода растворяет другие вещества и приобретает их вкус.
Опыт «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду у меня в стакане. Пахнет ли она?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я добавлю в воду одно вещество. А вы скажите пахнет ли она теперь и если да, то чем?
Дети: Пахнет. Чесноком.
Воспитатель: Правильно. Мы можем сделать вывод, что вода без запаха, но она приобретает запах того вещества, которое мы к ней добавим.
Ну что Незнайка, понравились тебе наши опыты?
Незнайка: Да. А я тоже знаю один опыт с водой, фокус. Все вы видели шоу мыльных пузырей. А я научу вас их делать самим. У меня есть стакан с водой, мы нальём в него мыло, я его заранее растворил в воде, хорошенько перемешаем трубочками, до образования пены. Опускаем трубочку в пену и аккуратно дуем в неё, получиться мыльный пузырь.
Воспитатель: Как здорово. Получается,мы узнали ещё об одном свойстве воды, она может принимать разные формы.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о воде?
Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, но может приобрести и вкус и цвет и запах, в зависимости от того, какое вещество в неё добавить. А ещё принимает разные формы.
Незнайка: Спасибо вам ребята. А я приготовил вам подарок. Достаёт мыльные пузыри.
Воспитатель: Куликова М. А.
ГБОУ Школа №949
Конспект занятия «Лёд, вода, пар»
Цели и задачи: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе. Знакомить с различными свойствами воды и льда, развивать представления о физических явлениях таяния и замораживания
Развивающие:
•развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
•развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
•развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» - Как вы думаете почему? (Ответы детей). - Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. (Показ иллюстрации с изображением земли, вид из космоса.)
Воспитатель: Где в природе мы можем увидеть воду? (река, море, океан, озеро и т. д.) Показ иллюстраций.
Воспитатель: Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.
2. Воспитатель: А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. Как вы думаете, что происходит с водой? Ели сильно нагреть воду, то она превратится в пар. А что же такое пар? Пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх и превращаются в кучевые облака (показать иллюстрацию). И вот представьте кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу.
- Что же получится, когда они соберутся вместе? На небе появятся огромные тучи. (показ иллюстраций) Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя летом или снега зимой.
- Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда.
- Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?
Ответы детей: - Земля впитает воду.
Воспитатель: - Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И долго блуждая подземными путями, вода, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.
- А как вы думаете, во что собираются ручейки?
Дети: - Ручейки собираются в реки.
Воспитатель: - Во что впадают реки?
Дети: - Реки впадают в моря.
Воспитатель: - Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. Всё вместе это называется круговорот воды в природе.
Воспитатель: Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует. (показывает слайд состояния воды).
3. Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним какими свойствами обладает вода? (показ слайдов и пояснения)
А). Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску) .
Б). Вода прозрачная. (в ней видно бусинку)
В). Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.
Г). Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе) .
Д). Вода замерзает на морозе и превращается в лед.
4. Давайте подробнее остановимся на замёрзшей воде, льде.
Воспитатель: А что мы знаем про лёд?
Дети перечисляют характеристики льда: твёрдый, холодный, непрозрачный, имеет форму и т. д. Характеристики льда отмечаются на доске так, чтобы характеристики одного свойства были напротив для удобства сравнивания. Например: вода прозрачная, а лед нет, лед твердый, а вода… По ходу работы идё т сравнение: – где сходство, а где – различие. Для демонстрации характеристик воды и льда мы используем прозрачные емкости с водой и льдом, проверяя каждое утверждение. Важно, чтобы прозвучала характеристика льда «скользкий». Если дети ее сами не называют, им можно помочь: «А легко ли лед удержать на ровной ладошке или двумя пальцами. Смотрите, он выпрыгивает из ладошки!»
Возьмите в ладошку льдинку. Что превращает её в воду? (тепло наших рук). А как обратно превратить воду в лёд? Вынести на мороз. Значит, волшебной палочкой в нашем превращении является температура или тепло. Если она высокая, тёплая, то в ладошке – вода. Если низкая, холодная – лёд.
Подведё м итог: вода и лед – совсем разные! Лед и вода не одно и то же, они отличаются!
6. Игра.
Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
7. А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей) .
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!
Подведение итогов