Марина Керимова
Цикл сказок «Нарушения внимания и обучаемости»
▼ Скачать + Заказать документы
ЕЖИК-ВЖИК
Жил-был в лесу ежик: звали его Егорка. Он был очень любознательный,
хотел быть в курсе всех новостей леса.
Однажды он бегал по лесу и вдруг услышал где-то вдалеке интересный
звук: «Вжик». Он подбежал поближе и увидел, как лесорубы электропи-
лой спиливают ветки с деревьев — и пила издает этот странный звук:
«Вжик. Вжик. Вжик». Очень он Егорке понравился.
Побежал он дальше, увидел небольшой холмик и решил не перебегать
его, а быстро перекатиться: «Я тоже вжик могу сделать!». Оказалось, за
холмиком был очень глубокий овраг, и ежик кубарем покатился вниз —
Публикация «Цикл сказок „Нарушения внимания и обучаемости“» размещена в разделах
снова услышал: «Вжик». Еле выбрался Егорка из оврага.
Тем временем в лесу наступила глубокая ночь, и решил ежик где-ни-
будь переночевать. Увидел он неподалеку норку — «вжик»! — закатился
Егорка в норку, а в этой норке, оказывается, жила лиса. Еле ноги унес
Егорка, лиса его чуть не съела.
Он побежал дальше, куда глаза глядят, бежал, бежал и услышал прямо
у себя над головой снова звук «вжик» : это на ночную охоту вылетел
филин. Еле-еле успел Егорка спрятаться в куче сухих листьев.
Отдышался ежик и стал засыпать. Ветер тихонько шевелил листочки
— они шелестели ему в ответ: <<Шшш. шшш.». Под этот шелест
Егорка и заснул.
Утром он проснулся от шума: «Шшш». Это змея с интересом рассмат-
ривала его, покачиваясь из стороны в сторону. Ежик бросился на нее и
съел. Так он позавтракал.
Побежал Егорка домой.
— Знаешь, мамочка я слышал в лесу такие интересные звуки: сначала
«вжик», потом «шшш», но второй мне больше понравился. Мама обняла
Егорку, погладила по голове и сказала :
Знаешь, Егорка, в твоей жизни еще встретится много интересных
звуков: шелест деревьев, журчание ручейков, крик птиц, вой зверей. Но
если им всем подражать, то могут случиться разные неприятности.
Прежде, чем что-то сделать, надо обязательно как следует подумать.
Спасибо, мамочка, я буду в следующий раз думать, прежде, чем де-
лать. Даже если звук мне понравится. И буду очень внимательным.
Егорка побежал гулять, по дороге он слышал много разных звуков, но
ни на что не обращал внимание. А вы догадались, почему?
М. Бирюкова, член Академии родителей
НЕУГОМОННЫЙ БАРСУЧОНОК
В одном сказочном лесу жил-был Барсучонок. У него было много дру-
зей: Лисенок, Волчонок, Медвежонок. Они всегда играли вместе, проказ-
ничали и каждое утро ходили на занятие к тетушке Сове. Всем, кроме
Барсучонка, очень нравилось у нее заниматься. Он не мог долго сидеть
и слушать тетушку Сову. Ему становилось скучно — он вставал с места,
отвлекал своих друзей, не слушал тетушку Сову.
Ну, если ты не хочешь заниматься — не занимайся! — наконец ска-
зал тетушка Сова. — Нам сейчас мешать нельзя. Мы собираемся
отправляться на поиски сокровищ!
Простите меня, я больше не буду! — ответил Барсучонок. Ему очень
захотелось искать сокровища вместе со всеми.
Чтобы найти сокровища, нужно быть очень внимательным! — сказала
Сова и дала зверятам задания искать, что изменилось: она
выкладывала перед ними предметы и игрушки — по три в три ряда,
меняла их местами.
Зверята были очень внимательными, но все ошибались.
— Теперь будем запоминать карту: это карта сокровищ! — и Сова по-
казала им карту леса. — Сокровища помечены красной стрелкой.
Зверята смотрели — и изо всех сил старались запомнить дорогу к
красным стрелкам, но у них ничего не получалось.
— А вы представляйте себе картинку целиком и проговаривайте вслух
то, что запоминаете, — посоветовала Сова. Вскоре все зверята смогли
назвать, как добраться до сокровищ: опушка, тропинка, поляна, логово,
пенек, ручей, ельник, болотце, бревно, просека.
Запомнили — и отправились по этой дороге на поиски сокровищ.
Вскоре они оказались на просеке.
«Большой шаг вперед — два маленьких шага влево — повернуться на-
право, перескок через кочку, три маленьких шага — и вот в пустой норке
можете ее взять!» Ох, и пришлось повозиться зверятам, чтобы
запомнить, как искать сокровища! Но они справились с заданием и
нашли сокровище. Даже не одно! Это оказалась целая корзина вкусных
кореньев.
Так Барсучонок и его друзья с помощью игр научились быть более вни-
мательными и старательными. Они больше не отвлекались на занятиях
у тетушки Совы и не мешали друг другу. Зато играть в поиски сокровищ
им очень понравилось, особенно, когда они стали выигрывать у своих
родителей.
И. Юрьева, Я. Юрьева, студентки
ИСТОРИЯ ПРО САШУ-ТОРОПЫЖКУ И КУКУЛУ РОКСАНУ
Жила-была девочка Саша-торопыжка. Так ее все звали. Потому что
она любила делать все очень-очень быстро. Но быстро, как мы знаем, не
всегда хорошо. Обуваясь быстро, Саша постоянно путалась, обувая
левый ботиночек на правую ножку. Так же было с водолазками, наде-
тыми задом наперед, и со всеми остальными вещами. Поэтому в один
прекрасный день папа предложил маме пришить на переднюю сторону
водолазки ромашку: «Это будет перед», — а к стелькам ботинок прикре-
пить две половинки клубнички. «Соединишь их в целую клубничку —
ботиночки сами станут по своим местам», — объяснил папа Саше.
В этот день Саша даже не опоздала в детский сад, потому что ей не при-
шлось переодеваться. Она очень обрадовалась этому. Целый день у нее
было хорошее настроение. Но вечером, быстро собираясь домой из
садика, она забыла там всех кукол — и маме пришлось возвращаться за
ними.
Когда она пришла домой, то Саша увидела, что среди кукол нет ее лю-
бимой Роксаны — прелестного пупса с лохматой челкой. «Ты что,
забыла ее взять в садике?» — спросила Саша у мамы. «Нет, мой
хороший! Ты, наверное, оставила ее в другом месте. А может быть, ее
кто-то взял: ведь можно было подумать, что Роксана никому не нужна,
если валялась где-нибудь около песочницы или под скамейкой!»
«А если я не буду больше ничего разбрасывать, то Роксана вернется?»
— спросила она. «Не знаю, — ответила мама. — Может быть, у новой
хозяйки ей будет лучше: никто теперь не будет намазывать ей лицо
маминой помадой и красить волосы зеленкой». Саша покраснела: «Но
ведь она — моя дочка! Она меня любит и хочет к маме!»
«Но ты же тоже, когда злишься на меня, говоришь, что я — плохая мама
и обещаешь меня бросить! — мама посмотрела в глаза Саше. — Вот и
кукла твоя могла так подумать про тебя и спрятаться где-нибудь, пока я
ее искала».
Саше это не понравилось, и она закусила нижнюю губу, ничего не от-
ветив маме. Зато она решила, что никогда не будет называть свою маму
плохой: ведь она не хотела ее бросить и очень ее любила. Саша даже
попробовала помочь маме, когда та накрывала на стол. Но и тут ее
постигла неудача. Саша, как всегда, поторопилась и случайно разбила
кувшин с компотом. Она опять расстроилась и начала плакать, решив,
что она совсем ничего не умеет и однажды ее все бросят. Но мама
успокоила ее и предложила дочке вместе продолжить накрывать на
стол.
«Представь, что ты — это я! И делай так, как будто играешь „в маму". У
меня все получается — и у тебя тоже все будет получаться. Только
смотри внимательно, как я это делаю, и проговаривай про себя, что тебе
нужно сделать».
Саша попробовала так делать — и торопиться тоже стала меньше. Ведь
мама же не торопится, все делает аккуратно и спокойно! Мама даже
похвалила ее. Еще она сказала, что очень важно, когда делаешь что-то,
представить, что ты стоишь на цыпочках и удерживаешь равновесие —
тогда все будет получаться очень аккуратно и точно. В качестве примера
мама попросила Сашу дотянуться до полочки с посудой и достать та-
релку, стоя на цыпочках. И у Саши все получилось! Она была очень
рада, что смогла помочь. Еще она запомнила, что значит «держать рав-
новесие».
Мама и папа стали учить Сашу «держать равновесие» и в других местах:
дома и на улице. Саша училась ходить по бордюрам и быть собранной.
Она научилась не только стоять на цыпочках и ходить по нарисованной
на земле линии, но и различать свои правые и левые ножки и ручки —
теперь ей уже не нужны были ромашки и клубнички на стельках. Она
стала более внимательной.
Тогда родители решили отметить это праздником «Прощания с невни-
мательностью». Пока он приближался, Саша отмечала день за днем
свои успехи, собирая вечером шарики в «баночку внимательности».
Этому ее научил папа: они обсуждали прошедший день и отмечали,
сколько раз удалось Саше быть внимательной и не торопиться. Когда
баночка наполнилась, мама с папой устроили праздник.
Мама испекла вкусный пирог, а папа с дедушкой подготовили празд-
ничную шоу-программу. В ней выступали разные сказочные герои, со-
ревнуясь во внимательности и скорости. Саша им помогала — и в итоге
оказалась самой быстрой и внимательной. Тут она поняла, что быстро
все делать — это не плохо, а хорошо, но главное здесь — быть внима-
тельной. Она даже заметила, как дедушка вышел в разгар веселья из
комнаты и что-то принес в мешке. «Угадай, что там?» — предложил он
Саше.
Саша не отгадала. А это была ее Роксана. Она вернулась к ней. И Саша
ее больше никогда не забывала — всегда укладывала спать в коробку
около своей кровати.
М. Мамаева, А. Слипкань, З. Шамаилова,студентки
ИСТОРИЯ ПРО НЕВНИМАТЕЛЬНОГО ПЕТЮ
В одном многоэтажном доме жил мальчик Петя. Он всегда все забы-
вал. Ему скажут: «Принеси, пожалуйста, стакан воды для бабушки. Она
не может встать с кровати». А Петя приносил яблоко. Вот такой был рас-
сеянный!
Все его за это ругали, учили-учили разуму, да не научили. Петя от этого
внимательнее не стал, зато стал злым-презлым. Бабушке с мамой
грубил, на папины слова огрызался.
Во дворе со всеми дрался и ругался. И никто не хотел с ним дружить.
Особенно он сердился, если кто-то качался на его качелях во дворе.
Точнее, это были не его качели, а общие, но Петя считал их своими. По-
этому сталкивал всех, кто садился на качели раньше него.
Однажды он еще из окна своего дома увидел, что к качелям кто-то по-
дошел.
Петя быстро оделся и выбежал на улицу. Он готов был побить «захват-
чика». Петя уже поднял руку, чтобы ударить с разбегу, как вдруг увидел,
что это — красивая белокурая девочка. Петя посмотрел в ее синие-
синие глаза и понял, что не сможет ее ударить: с такой добротой она
смотрела на него.
Здравствуй! Меня зовут Юляша! — сказала она. — А тебя как зовут?
Петя.
— Петяшка, — вдруг ласково сказала девочка, — какое красивое у
тебя имя: «Петяшка!» Ты меня покачаешь, а потом я — тебя! Давай так?
Петя почему-то даже не накричал на нее и стал ее качать.
Потом она спросила у него, не хочет ли он покачаться. Ему очень хо-
телось, но Петя боялся, что Юляшка уйдет.
Юля слезла с качелей и сказала : «Ну, теперь я тебя покачаю!»
Прибежали другие дети и стали на них смотреть. А Петя слез с качелей и
предложил им покачаться. Все очень удивились и обрадовались. А Пете
понравилось удивлять и радовать других.
Он пришел домой. И когда бабушка попросила его принести ей яблоко,
он принес ей яблоко, а не стакан воды. Все дома очень удивились.
Оказалось, что Петя все может запоминать и быть внимательным к
другим: главное, чтобы он хотел оказывать это внимание и чувствовал,
как оно важно для других.
Р. В. Микляева
КАК ЗАЙКА НИКИТКА ДРУЗЕЙ НАШЕЛ
Жалуется зайчиха-мать доктору Айболиту:
— Доктор, доктор, помогите. Мой зайчонок-постреленок, милый мой
Никитка совсем от рук отбился! Скачет и скачет он день-деньской, ни
минуты покоя. Боюсь, доктор, выскочит его сердечко когда-нибудь из
хвостика, затеряется в траве. Что делать будем?
Доктор Айболит успокаивает горестную зайчиху:
— Не так все и страшно. Успокойтесь. Пусть ваш сынок скачет на ра-
дость всем, но время от времени предлагайте ему отдохнуть, заняться
интересным делом. Ему это будет на пользу. Пусть идет в детский сад на
воспитание к мудрой Медведице.
Подумала-подумала заботливая зайчиха и решила отдать своего не-
поседу в детский сад. Там и сказки рассказывают, и песни поют, играть
вволю дают, но не забывают вовремя останавливать, к делу приучают.
Забеспокоился Никитка. А мама сыночка нежно гладит мягкой лапкой по
шерстке, приговаривает:
— Не бойся, касатик мой ненаглядный. Ты такой веселый, ловкий, ты
ни одну пичужку, букашку в лесу не обидишь, а таких все любят, с та-
кими все дружат.
Ну утром и отправились зайчиха с зайчонком в путь. Шли недолго,
подошли и прочитали: «Детский сад для животных и зверят». Спраши-
вает Никитка:
— Зверят я знаю, они у нас в лесу живут, а животные — это кто?
Улыбается мама:
— Ах ты, зайчишка-торопыжка! Давай по порядку. Сегодня познако-
мимся со всеми, а завтра разберемся и с этим.
Встретила гостей добрая Медведица. Улыбаясь погладила Никиткины
длинные ушки:
— Знаю уже, знаю ваши трудности!
И отпустила его играть. А на лужайке сестрички-белочки собрались иг-
рать в веревочку. Обрадовались белочки, им в игру очень нужен третий:
двое крутят веревочку, а третий прыгает по очереди. Дошла очередь до
Никитки, все так и охнули: дольше сестричек прыгал он, прыгал и боком,
и вприсядку, и на одной ножке, и с поворотом, прыгал и не устал. А бело-
чки устали, повесили веревочку на кустик, быстро вскарабкались и усе-
лись на елке, качаются на ветках, сверху вниз на Никитку поглядывают. А
Никитке завидно, хочется наверх, да лазать по деревьям его мама не
учила.
Мишутке-топтыжке очень понравилось, как прыгает зайчишка. Хочется
ему подружиться с таким молодцом-удальцом, да стесняется малыш.
Прыгать так ведь он не умеет. Боком-боком незаметно приблизился он к
Никитке и, робея, сказал :
— Я тоже могу на дерево лазать.
Удивился зайчишка — неужели залезет такой большой, неуклюжий? Но
вслух ничего не сказал : зачем обижать симпатичного незнакомца! Пошли
они вместе по тропинке, а тропинка вдруг быстро-быстро побежала с
горки вниз. Зайчишка скатился кубарем, а Мишутка за ним тоже кубарем.
Лежат внизу в траве, хохочут. Вот как ловко они спустились! Полежал,
отдохнули. Огляделся Никитка — внизу огород, у самой речки.
Медведица и два козленка огородные грядки копают. Подошел зайчишка,
глянул, а на грядке красуется огромная капуста, из земли торчит сочная
морковь. «Ой, как вкусно! А есть нельзя — не ты же такую красоту
вырастил».
«Надо сначала потрудиться», — так объяснила Медведица. Стал зайка
со всеми грядки копать. А воду кто принесет, кто огород польет? На небе
яркое солнышко сверкает, дождя не дождешься. Но тут бежит к ним же-
ребенок Тишка. Хвост развевается, копыта блестят — Конь-огонь!
— Иго-го, чем помочь?
Узнал, что нужно воду с речки носить, обрадовался. Кони ведь до труда
привычные. Зайке опять завидно стало, но вдруг он подумал:
— А чем я не конь?
Подхватил ведра и вприпрыжку за Тишкой. Все знают, что вместе ра-
ботать веселее. Не заметили, как воды наносили полную кадушку.
Хвалят тружеников все вокруг, а им приятно. Никитка совсем забыл чего-
то пугаться, кого-то бояться. Только и слышно:
— Никитка, иди к нам! Никитка, давай играть! Радостно ему — столько
друзей вокруг.
А вечером были соревнования: кто быстрее прибежит к реке.
Я! — думает ежик. — Свернусь клубочком, скачусь с горки и буду
первым!
Я всех перегоню! — решил лягушонок. — Как прыгну с горки — и сразу в
речку!
Приготовились все. Тут были и Мишутка, и козлята, и бельчата, и же-
ребенок Тишка, и конечно же, зайчонок Никитка. Как ты думаешь, кто
победил? И еще. Помоги Никитке разобраться, кто такие животные. Ведь
он еще маленький, сам без тебя не разберется.
С. Н. Теплюк, преподаватель МГПИ, канд. пед. наук