Татьяна Сорокина
Мастер-класс «Интеграция по музыкальной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать интеграцию образовательных областей по музыкальной деятельности при помощи упражнений и нетрадиционных игр
План:
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Ход мероприятия:
1 часть
Публикация «Мастер-класс „Интеграция по музыкальной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы детского сада“» размещена в разделах
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим об интеграции образовательных областей. Федеральные государственные требования предусматривают интеграцию образовательных областей в педагогическом процессе.
Интеграция имеет большое значение для повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Интеграция охватывает все направления образовательных областей и их взаимосвязь.
Предлагаю вашему вниманию игры упражнения по художественно-эстетическому развитию, а именно по музыкальной деятельности, где прослеживается интеграция. Вы можете их использовать в непосредственно- образовательной деятельности и в повседневной жизни детей.
II часть
Вос- ль: Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Для начала я хочу раздать вам разноцветные нотки, для того чтобы разделиться на группы и поочерёдно поиграть в каждую из данных игр. (нотки-красного, синего, жёлтого цвета)
1. Упражнение «Мы- друзья»
Это упражнение можно использовать во время утреннего приёма,как приветствие и как разминка в НОД. Здесь прослеживается интеграция социально- коммуникативного развития и познавательного.
Способствует лучшей адаптации ребёнка к детскому саду и просто создаёт хорошее настроение и взаимопонимание между детьми. Я предлагаю всем участникам встать в общий круг.
Воспитатель :(пою) Здесь сегодня все друзья?
«Участники»-Хлопают три раза и поют -Да,да,да
Воспитатель :Повернись к тому кто справа, повернись к тому кто слева.
Мы теперь друзья?
(участники)-Да. Да,да (хлопают)
Воспитатель : Улыбнись к тому кто справа,улыбнись тому кто слева.
Мы теперь друзья?
(Ответ участников.)
Воспитатель :Подмигни тому кто справа,подмигни тому кто слева
Мы теперь друзья?
(участники)
Воспитатель;Обними того кто справа, обними того кто слева.
Мы теперь друзья?
(участнки)
Воспитатель : Руку дай тому кто справа, руку дай тому кто слева.
Мы теперь друзья?
(участники поднимают вверх руки и поют –да,да,да.)
2. Ритмическая игра «Звучащие жесты»(участники с красными нотками)
Вос-ль. : Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы,
при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений, т. е. прослеживается интеграция областей : художественно- эстетическое развитие и физическое развитие.
Звучит полька «Добрый жук».
Участники, которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. Затем предлагаю самостоятельно придумать движения.
3. Поэтическое музыцирование (оркестр шумовых инструментов-участники с жёлтыми нотками)
Воспитатель : Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Ну,а здесь интеграция каких областей вы думаете? Да, речевое развитие (художественно- литературная деятельность и опять же музыкальная деятельность).Здесь дети совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями. Развивается чувство ансамбля. Связь с родителями, дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты совместно с детьми.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»»,
автор Ахмерова А. С.
«НОЧЬ»
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты или маракас)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька или дудочка)
4. Релаксия (упражнение для синих ноток) «Куклы- марионетки»
Вос- ль: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Вос- ль: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время НОД- большое удовольствие для малыша. Опять прослеживается интеграция- физическое развитие, социально – коммуникативное и конечно художественно- эстетическое развитие.
5. «Рисуем крупой»-все участвуют
Вос-ль: Родителей всегда волнует, как правильно подготовить ребёнка к школе Наша задача - объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения письмом. Обычно ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,внимание и связная речь.
Я предлагаю вам нарисовать крупой по схемам. Обратите внимание, что это нетрадиционные приёмы рисования- берём щепотками крупу (можно спросить, что это и как выращивают эту крупу) и посыпаем на схему. На нарисованную схему наклеивается двухсторонняя плёнка и поэтому крупа приклеивается. Здесь можно предложить работать по парам.
(участники рисуют звучит классическая музыка). Покажите,что у вас получилось? (солнышко, цыплёнок, цветок) Молодцы. А теперь вспомните песни,где поётся о цыплёнке, о солнышке, о цветочках. (участники поют поочерёдно по группам).
Вос- ль:(обращается к участникам) Скажите какая здесь интеграция? Да, художественно- эстетическое развитие (музыкальная деятельность, рисование, познавательное развитие- знакомство с окружающим миром
7. Танцтерапия
Воспитатель :
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули, гули, гули, гули, гули,
рам зам зам,
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гулигулигулигулигули
рам зам зам
Ариба, ариба,
гулигулигулигули
рам зам зам
АрафиАрафигулигулигули
гули рам зам зам 1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,
вращают предплечьями на уровне груди,
движения повторяются, поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка
Воспитатель : И здесь также есть взаимосвязь образовательных областей. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Наша память сохраняет:
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
Воспитатель. На этой веселой ноте я заканчиваю свой мастер-класс
Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)
Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет.
Их раздам я вам,
В одних пословицы — конец,
В других — ее начало.
Звучит музыка. Воспитатель раздаёт коробочки из – под киндера- сюрприза. Коллеги открывают,в ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки
1. Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
2. В одиночку не одолеешь и кочку.
3. Ребенок — это воск, что хочешь, то и сольешь.
4. Играть играй, да дело знай.
Воспитатель. Какие мудрые пословицы. Они подтверждают:
Нет ничего прекраснее на свете
Счастливой дружной садовской семьи,
Где педагоги, родители и дети.
Мир без искусства всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка — главное чудо на свете,
И с детства — наша путеводная звезда.
Я желаю всем крепкого здоровья и хочу вам на память подарить памятки.
«Лечебные музыкальные инструменты»
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
Благодарю всех за участие и внимание!