Лучший педагог года

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности

Марина Олеговна Ельчина
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка — целитель здоровья

Бехтерев В.

Краткая аннотация проекта

Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности» размещена в разделах

Здоровьесбережение становится приоритетным направлени-ем в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.

На музыкальных занятиях, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Научная основа: проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – а. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.

Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:

Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач

Сбор, систематизация, хранение информации

Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспита-нию

Степень распространения:

• Представление проекта в ДОУ

• Публикация материалов проекта на личной страничке интернет сайта

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники ДОУ, квалифицированные педагоги, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший воспитатель, родители.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на об-щее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением крово-обращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.

Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.

Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.

Новизна проекта:

• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению, праздниках и развлечениях.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.

• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.

• Активное сотрудничество музыкального руководителя с педагогами, инструктором по физвоспитанию, медицинским персоналом, рдителями.

Цель проекта:

• включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи :

• Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.

• Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоро-вьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

• Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать уважительное отношение к культуре.

• Формировать положительное отношение ребенка к здоровому образу жизни, окружающему миру, к своей семье, самому себе.

Гипотеза:

развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Предполагаемый результат:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

• развитие физической и умственной работоспособности.

Этапы реализации проекта:

эта-пы цель форма работы содержание сроки

1 этап

организационный Изучение ли-тературы по данной проблеме

Накопление методического ма-териала

Определение задач реализации проекта самообразование

самоанализ

знакомство с но-выми здоровьесберега-ющими технологиями, оценка возможности их применения в муз. вос-питании Определение ос-новных источни-ков информации и необходимых ресурсов работы На про-тяжении всего учебного года

2015-2016

2 этап

диагностический

выявление начального уровня развития музыкаль-ных способностей детей

диагностирование детей при участии стар-шего воспитателя, педа-гогов

разработка инструментария процесса работы

сентябрь-октябрь 2015

3 этап

практический Создание методиче-ских разработок для реализации проекта Музыкальные за-нятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги для детей и роди-телей

Музыкально-валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни

Музыкально-физкультурные развлече-ния

самообразование Мастер-классы, консультации, творческие пло-щадки октябрь-май

4 этап

обобщающий Исследование результатов практи-ческой деятельности

перспектив-ное планирование с учетом этих резуль-татов диагностика уровня развития музы-кальных и творческих способностей

создание методи-ческих рекомендации, брошюр, пособий Анализ, обобще-ние полученных результатов. предварительное подведение ито-гов. Разработка методических ре-комендаций. Кор-рекция деятельно-сти Май 2016

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Условия

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Организация педагогического процесса музыкального развития стар-ших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.

Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками ин-струментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инстру-ментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

Помещения Процессы Участники

1 2 3

Музыкальный

зал Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Танцевальный кружок

Праздники, досуги, развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли, родители

Групповая комна-та Самостоятельная музыкаль-ная и театральная деятель-ность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми. Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.

Физкультурный зал Утренняя разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.

Территория дет-ского сада Праздники. Развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники

Спортивные праздники и развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыха-тельной системы, развивает певческие способности

- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:

литературно-музыкальные гостиные,

• театрализованные постановки;

• беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.

Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важ-нейшая задача всех ДОУ.

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Публикации по теме:

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (презентация из опыта работы) В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Конспект родительского собрания «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Время проведения – март Форма проведения – круглый стол Участники: родители, медсестра, воспитатели. Цель: ознакомление родителей воспитанников.

Конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Конспект родительского собрания Тема: «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»Форма проведения: дискуссия. Цель: ознакомить.

Консультация для родителей на тему «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности» «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности» «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!» Сократ Здоровье.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Презентация к родительскому собранию «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Актуальность: Забота о здоровье ребенка стала занимать в нашей стране приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны.

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Тема проекта:«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» ВВЕДЕНИЕ Оздоровление детей, создание эмоционального.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Укрепление и сохранение здоровья дошкольников Цель: .Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению.

Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности
Опубликовано: 25 августа 2018 в 09:32
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Олеговна Ельчина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД