Марина Олеговна Ельчина
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка — целитель здоровья.»
Бехтерев В.
Краткая аннотация проекта
Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности» размещена в разделах
Здоровьесбережение становится приоритетным направлени-ем в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.
На музыкальных занятиях, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Научная основа: проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – а. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.
Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:
Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач
Сбор, систематизация, хранение информации
Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспита-нию
Степень распространения:
• Представление проекта в ДОУ
• Публикация материалов проекта на личной страничке интернет сайта
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники ДОУ, квалифицированные педагоги, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший воспитатель, родители.
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на об-щее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением крово-обращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.
Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.
Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.
Новизна проекта:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с педагогами, инструктором по физвоспитанию, медицинским персоналом, рдителями.
Цель проекта:
• включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи :
• Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.
• Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоро-вьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
• Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к культуре.
• Формировать положительное отношение ребенка к здоровому образу жизни, окружающему миру, к своей семье, самому себе.
Гипотеза:
развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Предполагаемый результат:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• развитие физической и умственной работоспособности.
Этапы реализации проекта:
эта-пы цель форма работы содержание сроки
1 этап
организационный Изучение ли-тературы по данной проблеме
Накопление методического ма-териала
Определение задач реализации проекта самообразование
самоанализ
знакомство с но-выми здоровьесберега-ющими технологиями, оценка возможности их применения в муз. вос-питании Определение ос-новных источни-ков информации и необходимых ресурсов работы На про-тяжении всего учебного года
2015-2016
2 этап
диагностический
выявление начального уровня развития музыкаль-ных способностей детей
диагностирование детей при участии стар-шего воспитателя, педа-гогов
разработка инструментария процесса работы
сентябрь-октябрь 2015
3 этап
практический Создание методиче-ских разработок для реализации проекта Музыкальные за-нятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Развлечения и досуги для детей и роди-телей
Музыкально-валеологические занятия
Музыкотерапия в повседневной жизни
Музыкально-физкультурные развлече-ния
самообразование Мастер-классы, консультации, творческие пло-щадки октябрь-май
4 этап
обобщающий Исследование результатов практи-ческой деятельности
перспектив-ное планирование с учетом этих резуль-татов диагностика уровня развития музы-кальных и творческих способностей
создание методи-ческих рекомендации, брошюр, пособий Анализ, обобще-ние полученных результатов. предварительное подведение ито-гов. Разработка методических ре-комендаций. Кор-рекция деятельно-сти Май 2016
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Условия
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Организация педагогического процесса музыкального развития стар-ших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги.
Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками ин-струментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инстру-ментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
Помещения Процессы Участники
1 2 3
Музыкальный
зал Утренняя гимнастика
Музыкальные занятия
Индивидуальные занятия
Танцевальный кружок
Праздники, досуги, развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли, родители
Групповая комна-та Самостоятельная музыкаль-ная и театральная деятель-ность в музыкальных уголках.
Индивидуальная работа с детьми. Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.
Физкультурный зал Утренняя разминка.
Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.
Музыкально-спортивные праздники и развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.
Территория дет-ского сада Праздники. Развлечения.
Музыкально-физкультурные праздники
Спортивные праздники и развлечения Дети, музыкальный ру-ководитель, воспитате-ли.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыха-тельной системы, развивает певческие способности
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:
• литературно-музыкальные гостиные,
• театрализованные постановки;
• беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.
Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важ-нейшая задача всех ДОУ.
Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.