Тулепова Нургуль Жиенгалиевна
Социализация дошкольника и игра
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Теремок»
«Что такое социализация дошкольника?
Важность игры в социализации дошкольника»
Выступление на педагогическом совете
Подготовила: Воспитатель
Тулепова Н. Ж.
г. Байконур
2022 г.
Публикация «Социализация дошкольника и игра» размещена в разделах
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Посредствам социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании социализация – приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности. Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении определенного периода. Она определят те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации игры. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижений оптимального уровня информированности, глубины, интериоризации знаний.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня обнаруживаются трудности социализации старших дошкольников, посредствам игровой деятельности. Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире (информационно - когнективный компонент, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно - эмоциональный компонент) и актуализации собственного опыта (деятельностный компонент). Обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружений); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексный (через переживание и осознание.)
Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.
Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формирование умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать вс. Систему человеческих отношений. В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно-ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Дети старшего дошкольного возраста учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане. У детей возникает произвольное овладение собственным поведением и действиями, основательно закрепляется такая позиция как «Я и общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, в силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающим мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально – творческие способности, навыки социального поведения.
Игровая деятельность – это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта, познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности. В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников, воспитателей, учителей. Все эти агенты социализации действуют в одно и то же время и разными позициями, что ставит ребенка в центр несогласованных действий. Исходя из теоретического анализа литературы и практического опыта, выделены условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Похожая статья: Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей.
1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.
2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.
Рассмотрим каждое условие более подробно.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования упоминается о «формировании социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей». А также имеются требования к развивающей предметно-пространственной среде, например:
- предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а также возможность для уединения;
- развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной. Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может пониматься в широком и узком направлениях. В широком направлении предметно-развивающая среда является социокультурным пространством, способствующим развитию личности ребенка. В более узком направлении – это предметно-игровая среда.
Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующее условие – это организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе. Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом, имеющим желание познавать вместе с ним. Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с педагогом, и влияет не его социальное становление. Для успешной социализации ребенка в игре необходимо сочетание прямых и косвенных способов влияния воспитателя на игровую деятельность детей. Под косвенными способами понимается стимулирование самостоятельности детей в игре при помощи бесед, рассказов, экскурсий. В свою очередь прямые способы используются при проявлении трудностей в игровой деятельности детей посредством идей, предложений, при необходимости непосредственного участия воспитателя. Если педагог включает в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу.
В игре ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли, суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию замысла игры. И последнее условие – интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.
Собственно игровая деятельность имеет важнейшее значение для ребенка старшего дошкольного возраста, его становление личности. Но только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей. Данное условие является непосредственно направленной деятельностью педагога и его участие в процессе социализации детей. Педагог может создать программу сопровождения социализации детей в игровой деятельности и использовать в ней следующие методы и приемы:
1. Развивающие игры;
2. Упражнения;
3. Тренинги;
4. Психогимнастики;
5. Рисование;
6. Беседы.
Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель – развитие ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например, развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т. д. Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте – семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.
У нас задачи с вами очень сложные. Пусть на дворе и 21-й век, но в век больших технических возможностей. На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать.