ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Консультация для родителей «Что такое психологическая готовность к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители считают, что если ребенок научился читать, считать и писать, то его пора отдавать в школу.
Быть готовым к обучению в школе
это не значит уметь: считать, писать, читать.
Быть готовым к обучению в школе
это значит хотеть всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Публикация «Консультация для родителей „Что такое психологическая готовность к школе?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний перед школой год. Готовность ребенка определяется его физическим, психическим, умственным и личностным развитием, состоянием здоровья.
Физическая готовность. На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Интеллектуальная готовность к школе. Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат, и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.
Очень хочется обратить ваше внимание вот на что: обученность и умственное развитие — это не синонимы!
Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили. Например, умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное развитие — это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности может истощиться – на старых запасах долго не проедешь.
Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок будет овладевать в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
Эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе
К началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Связано это с развитием воли и самоконтроля. Ребенок к 6-7 годам может регулировать свое поведение усилием воли.
Как же можно помочь ребенку развить волевые качества:
Весь дошкольный возраст – это сенситивный возраст для познания социальных правил и развития моральных качеств (как правильно себя вести, что хорошо, что плохо).
Поэтому важно давать адекватную оценку действиям ребенка, самим быть примером поведения с другими людьми. Читая книги, вместе размышляйте о поступках героев, кто хорошо поступил, кто плохо, а как хорошо. Все это будет способствовать развитию нравственно-волевых качеств, умению планировать свое поведение, а, следовательно, и в школе ребенку будет проще. Ведь в школе детей ожидает усвоение сложных социальных правил.
Для развития социальных навыков ребенка достаточно посещения им любых детских коллективов: детский сад, кружки, детские праздники, поход в гости, общение с братьями и сестрами.
Важно, чтобы ребенок к поступлению в школу обладал достаточно широким арсеналом способов общения, поведения в конфликтных ситуациях.
Приобретению этих навыков способствуют любые коллективные игры.