Папки-передвижки

Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю»

Марина Анашкина
Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа «Вижу, узнаю, творю»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ

«Вижу, узнаю, творю»

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс. В соответствии с законом «об образовании РФ» дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования. Воспитание носит личностно-ориентированную направленность. Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Публикация «Пояснительная записка к программе „Вижу, узнаю, творю“» размещена в разделах

Актуальность.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Основная цель художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте предполагает: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; Задачами художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования являются следующие: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств.

Одним из новых средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является музейная педагогика. Актуальность музейной педагогики как науки определяется созданием новой музейной аудитории, расширением пространства влияния музея на образовательный потенциал дошкольников. Работа направлена на то, чтобы научить детей замечать красивое в обыденном, обогатить их эстетические представления, формировать эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т. е. формировать визуальную культуру и опыт «насмотренности» в условиях музейной коммуникации.

Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, наряду с традиционными техниками рисования в программе предлагается использовать нетрадиционные техники, которые дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных изотехнологий. Художественно-эстетическое воспитание детей начинается в дошкольном детстве, когда они получают первые представления о красоте окружающего мира. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить дошкольника к эмоциональному восприятию произведений искусства. Одним из средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является музей. Известный ученый В. В. Ванслов утверждал: «Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений. Оно учит смотреть не только на мир, но и видеть эстетическую значимость и внутренний смысл его явлений. Развивает чувственные способности человека, оно поднимает их на высший уровень культуры своего времени».

Структура занятий включает в себя различные методы, применяемые в ходе реализации программы : - объяснительно- иллюстративный (показ наглядных пособий, репродукций, детских работ); - исследовательско - поисковый, проблемный метод (обучение приемам в поисках самостоятельных решений творческих замыслов, выбор соответствующих техник и материалов); - игровой метод (применение игровых методик, развивающих творческую, мыслительную и коммуникативную деятельность детей). В старшем дошкольном возрасте игра ещё не потеряла для детей своего значения, а учебная деятельность ещё не стала ведущей. Тем больше оснований на занятиях опираться именно на игру. В игре возможны постановка и решение достаточно сложных задач - таких, которые в иных формах ребёнком не принимаются. Помимо этого, игра служит важнейшим средством выявления и развития творческих способностей, фантазии. Ещё один подход, который я часто использую для решения задач это сказки и придуманные истории. Самостоятельное и совместное придумывание детьми историй-сказок-это процесс развития воображения и фантазии, необходимых для обогащения замыслов рисунков детей. Мой опыт показал, что дети не только принимают эту сказку-игру, но и продлевают её, предлагая новые сюжеты её развития.

-метод личного показа (демонстрация педагогом технических приемов, композиционных схем и т. д.);

-репликационный метод (создание композиций на основе произведений известных художников);

-метод коллективных творческих проектов.

Художественно-изобразительная деятельность

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование

синтеза видов искусств и художественных видов деятельности.

Организация виртуального музея (электронные каталоги и игры, творческие слайды для детей, слайды, видеотеки, диафильмы) позволяет познакомить дошкольников с визуальным рядом художественных произведений.

Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности:рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом – выразительно.

Сроки реализации дополнительной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на два учебных года.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия: составляет от 45 до 60 минут.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю»

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

акварельные краски, гуашь; простые карандаши, ластик; печатки из различных материалов; наборы разнофактурной бумаги; восковые и масляные мелки, свеча;ватные палочки; поролоновые печатки, губки; коктельные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания;матерчатые салфетки; Ведёрки для воды;подставки под кисти; кисти.

место для выставки детских. Демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий различные игрушки наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой. В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, DVD и др.

Цель программы : Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7лет средствами изобразительного искусства. Основные задачи программы : Развивающие: развивать художественный вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, любознательность развивать желание экспериментировать. Образовательные: Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой) и жанров. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. Развивать творческие способности детей, формировать навыки сотрудничества.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Структура программы. Программа рассчитана на два года для детей старшего дошкольного возраста.

Тематические блоки

Путешествие в страну красок. Предполагает знакомство с цветом (игры, упражнения, исследовательская деятельность, самостоятельное творчество). Посещение музея изобразительного искусства по теме «Цвет в живописи». Экскурсии и наблюдения в природе в детском саду и с родителями.

Какого цвета мир? Мир природы (пейзаж); Мир человека (портрет); Мир вещей (натюрморт). Разрушение сложившихся стереотипов цветовосприятия и приобретение осмысленного понимания цвета как носителя информации. (Игры и упражнения по цветовосприятию, творческие занятия по использованию цвета для передачи своих эмоций). Приобщение ребёнка к искусству (посещение музея).

Второй год Основной упор на формирование «этического» цветовосприятия. Роль цвета как носителя информации. Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного выразительного цветового языка.

Красота добра. Заключается в воспитании нравственного отношения к миру и себе через осознание и чувственное восприятие красоты поступка, произведения (литературного, изобразительного, музыкального) - т. е. путём эстетического развития. Включает: Игры, упражнения, знакомство с произведениями искусства, изотворчество.

Самое красивое. Предоставление ребёнку большую свободу в решении тем и выборе конкретного сюжета рисования, возможность проявить творческие усилия, воображение умение самому сформулировать творческую задачу. (Самостоятельное творчество по замыслу)

Публикации по теме:

Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника» «Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка Калайда Виктория Викторовна. Я работаю с программой по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Пояснительная записка к программе оздоровительного кружка «Здравик» Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Здравик" Данная программа составлена на основе программ воспитания и обучения в детском.

Пояснительная записка к рабочей программе для старшей группы на 2017–2018 учебный год 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5-6 лет) составлена на основе Федерального.

Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе Презентация рабочей Программы во 2 младшей группе. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный,.

«Профилактика социально-значимых заболеваний и здоровьесберегающие технологии» (пояснительная записка к программе) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В настоящее время все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Программа «Вижу, узнаю, творю» для педагогов дополнительного образования Программа «Вижу, узнаю, творю» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю» Обоснование необходимости разработки и внедрения.

Пояснительная записка к учебному плану ДОУ Учебный план Пояснительная записка к учебному плану по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития.

Автор публикации:
Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю»
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 10:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Анашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД