Папки-передвижки

Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС

Елена Петрова
Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Если говорить более понятно, то эти дети обладали инвалидностью. Инвалидность могла быть как физической, так и ментальной, но, так или иначе, она препятствовала нормальной интеграции детей в общество. Соответственно, они оказывались отгороженными от нормального развития, что отдаляло их от человеческого общества еще сильнее. В большинстве случаев такие дети вырастали одиночками и проживали всю свою жизнь с родителями, которые продолжали за ними ухаживать как за младенцами. Естественно, создавались специальные учреждения, в которые можно было отдать подобного ребенка с инвалидностью, однако такие заведения были скорее приговором для ребенка как для потенциальной полноценной личности, потому что они лишь создавали огромный разрыв между «нормальными» детьми и «особенными» детьми, еще больше усложняя интеграцию последних в общество первых. Подобная ситуация наблюдалась очень долго, и только совсем недавно она начала исправляться. И происходит это благодаря тому, что появилось особое инклюзивное образование в ДОУ. По Федеральному государственному образовательному стандарту такое образование теперь является обязательной частью системы в Российской Федерации. Соответственно, сейчас предпринимаются серьезные шаги для того, чтобы «особые» дети перестали быть таковыми и смогли получить подходящее им образование, позволяющее им в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной частью. Однако что же представляет собой инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС? Пришло время разобраться в этом вопросе.

Публикация «Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах

Что такое инклюзивное образование?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, чем же в действительности является инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС. Суть этого подхода заключается в следовании пути объединения. Это значит, что «особенных» детей не отделяют от остального общества, удерживая дома под присмотром родителей или отправляя в специальные заведения. Скорее, создаются такие заведения, в которых могут находиться одновременно и обычные дети, и дети с инвалидностью, чтобы все они могли учиться жить общей полноценной жизнью.

Инклюзивное образование в России

Естественно, это очень сложный и трудоемкий процесс, инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС будет внедряться в России еще очень долго, однако радует уже тот факт, что внедрение началось, и постепенно открываются соответствующие заведения, где каждый ребенок обучается взаимодействию и взаимопомощи, где дети с инвалидностью с ранних лет интегрируются в реальный мир и учатся преодолевать свои недостатки и жить с ними как полноценная часть общества. Что касается самой системы образования, то сейчас ведутся активные работы над тем, чтобы инклюзивное образование не концентрировалось только в крупнейших городах страны, а распространялось по всей ее территории, позволяя охватить как можно больше нуждающихся. Соответственно, сейчас Российская Федерация находится на этапе создания прочного и надежного фундамента по всей территории страны, который дети с той или иной инвалидностью смогут использовать как опору при вхождении в общество, которое ранее было для них под запретом.

Статистика

Почему же так важна программа инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС? Оказывается, статистика буквально кричит в пользу того, чтобы создавалось больше подобных инклюзивных учебных заведений. Дело в том, что в течение последних тридцати лет количество детей, родившихся на территории России с инвалидностью, возросло просто невероятно сильно. И прогнозы позволяют сказать, что в ближайшее время рост будет наблюдаться и далее. Соответственно, такую ситуацию нельзя оставлять без полноценного контроля, и инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС – это самое разумное решение, которое может быть принято на данном этапе.

Польза инклюзивности

Теперь вы знаете основные понятия, касающиеся инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС : что это такое, как это реализуется и так далее. Но тема далека от исчерпанности, поэтому стоит более внимательно взглянуть на некоторые аспекты. Например, на то, чем может быть полезно такое инклюзивное образование. Как отмечают абсолютно все эксперты, существует большое количество разнообразных подходов к детям с теми или иными особенностями, но все они сходятся в том, что самое важное для таких детей – это контакт с окружающими людьми. Соответственно, инклюзивное образование – это именно тот метод, который максимально концентрируется на соответствии этому важнейшему требованию. По данным многочисленных исследований, контакты между детьми с отклонениями и без отклонений идут на пользу и тем, и другим. Уровень эмпатии у тех детей, которые учатся в соответствии с этой программой, значительно выше, причем речь идет, как о детях-инвалидах, так и о совершенно обычных детях. Опыт работы в инклюзивном образовании в ДОУ по ФГОС демонстрирует, что это действительно так, и в Российской Федерации также наблюдается положительное воздействие на психику и развитие детей следование правилам инклюзивности.

Важность дошкольных учреждений

Ни для кого не секрет, что дошкольное образование – это очень полезный аспект, который позволяет ребенку социализироваться с ранних лет и к моменту наступления школьного периода быть полностью готовым ко всем трудностям, с которыми ему предстоит столкнуться, если он от домашнего образа жизни сразу же перейдет к школьному. Исследования показывают, что дети, которые были вовлечены в дошкольное образование, в первых классах школы показывали значительно более впечатляющие результаты, и речь идет не только об успеваемости, но и о социализации и адаптации к школьным условиям.

Как организовывается инклюзивное образование в дошкольных учреждениях?

Если же речь заходит о детях-инвалидах, то для них дошкольное образование играет еще более серьезную роль. Именно поэтому и рекомендуется инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС от рождения ребенка, так как таким образом он с самых ранних лет сможет чувствовать себя частью общества, а не изгоем, как это происходило ранее. Если ребенок-инвалид отправляется в такое дошкольное учреждение, то можно гарантировать, что к школьному возрасту он уже сможет свободно общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, а также обладать всеми необходимыми поведенческими и коммуникативными функциями. Как же организуется инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС от рождения до школы?

Принципы работы

Программы инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС могут отличаться в зависимости от конкретного учреждения, однако стоит отметить, что все они следуют нескольким четким принципам, на которых построена вся эта система. Во-первых, в рамках инклюзивного образования каждому ребенку обеспечивается индивидуальный подход, благодаря чему можно с уверенностью сказать, что нужды каждого ученика будут учтены. Во-вторых, каждый ребенок в первую очередь мотивируется на самостоятельную деятельность, в то время как учителя выступают лишь в роли помощников, которые оказывают поддержку в случае возникновения трудностей. В-третьих, одним из основополагающих принципов инклюзивного обучения является включение в образовательный процесс абсолютно всех учеников, без исключений, основывающихся на физическом либо ментальном состоянии ребенка. Также стоит отметить, что в таком образовании наиболее широко используется междисциплинарный подход, вариативные методы, которые свободно меняются в процессе обучения, чтобы лучше подходить конкретной группе учеников, а также акцент делается на взаимодействии с семьей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя некомфортно вдали от своих родственников. Ну и, конечно же, упор делается на том, чтобы создать и развивать образовательную модель. Это значит, что подобные заведения не рассматриваются как развлекательное место, где маленькие дети могут счастливо провести время, это полноценное образовательное учреждение, которое действительно приносит пользу обществу.

Серьезный процесс

Естественно, начиналось все довольно локально, инклюзивное образование вводилось в отдельных учебных заведениях в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, насколько успешным оно будет. Как оказалось, такой подход помог достичь невероятных успехов, и результаты первых экспериментов показали, что дети с инвалидностью получили гораздо больше возможностей для развития и интеграции в общество, чем это было ранее, когда им были доступны только специальные учреждения для «особенных».

Огромные объемы работы

Но стоит понимать, что это - только начало, и впереди еще огромный путь, который проделать будет непросто. Ведь на сегодняшний день инклюзивное образование – это лишь один из не самых популярных методов обучения, который используется в отдельных школах и учебных заведениях. Целью, естественно, должно быть всеобщее распространение инклюзивного образования, то есть оно должно стать полноценным и основным во всей стране, чтобы дети-инвалиды не искали, где им найти хотя бы какое-нибудь заведение, предлагающее инклюзивную программу, а чтобы они могли пойти в любое заведение, и их могли там принять, так как везде работают достойные специалисты, способные организовать процесс обучения детей с любыми отклонениями.

Проблемы с менталитетом

Но самое главное – это необходимость изменений в менталитете людей. Как это ни прискорбно, большинство людей при виде инвалида на улице постарается как можно скорее отвернуться и быстрее пройти мимо. Инвалидов не воспринимают как полноценных членов общества, поэтому даже если инклюзивное обучение будет иметь невероятный успех во всей стране, пока люди не сделают свою жизнь инклюзивной, включая в сферу своей коммуникации людей с отклонениями, не обращая внимания на их проблемы и обращаясь с ними как с равными, успеха добиться не получится.

Основные проблемы инклюзивного образования

Подводя итог, стоит обозначить основные проблемы, которые препятствуют успешности инклюзивного образования на территории России на сегодняшний день. Во-первых, не существует всеобщей всероссийской системы. Во-вторых, не обеспечивается соответствующее обучение необходимых специалистов. В-третьих, в существующих ДОУ отсутствуют условия для внедрения инклюзивного образования. Ну, и не стоит забывать о том, что в большинстве ДОУ нет соответствующего медицинского сопровождения, не ведется работа над разработкой специальных методик, а также нет сопутствующего законодательства в вопросах детей-инвалидов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 летДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Фотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группеФотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группе 18 января в подготовительной группе провела с детьми интеллектуальную викторину «Что такое хорошо, что такое плохо». Приняло участие 20.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС
Опубликовано: 11 января 2024 в 08:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова (УИ 181068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД