Елена Федорова
Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врожденной, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Рассмотрим основные характеристики речи детей 4-5 лет, которые говорят нам об успешном овладении речью.
Звукопроизношение.
К 4-5 годам у детей звукопроизношение приходит в норму.
Публикация «Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка 5 года жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
В этом возрасте дети правильно произносят свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, хотя в потоке речи можно наблюдать их смешение шапка-сапка, зубы-жубы, чайник-цайник.
Четко проговаривают звуки л, ль. Звуки Р, РЬ могут отсутствовать.
Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Т. е. Способность различать особенности и порядок звуков в слове, чтобы потом их произнести их устно.
Ребенок показывает на картинке слова- паронимы (миска-мишка, коза-коса)
Ребенок умеет выделять заданный звук из слогов и слов.
Слоговая структура слова.
Правильно произносятся слова из открытых слогов без стечения согласных, из 4-5слогов со стечением согласных в начале, середине, конце.
Черепаха, кукуруза, Карман, телефон, кровать, ботинки.
Словарный запас –
Увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов.
- В 4— 5 лет дети уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница, у чайник – носик, ручка, крышка, донышко.
- Дети называют несколько признаков одного существительного: мишка – белый, пушистый, красивый.
- появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный.
- Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси).
- В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом, вверху, внизу.
- Дети употребляют все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Овладение грамматическим строем речи предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования и умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
- В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т. д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т. д.
- В речи дети уже широко используют уменьшительно— ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Стол-столик, машина-машинок, конфета – конфет. Мама купила много конфет.
- Совершенствуется умение правильно использовать предлоги (Мяч лежит на полке. Мяч взяли с полки.)
Связная речь - Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Дети в 4-5 лет уже могут пересказать небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные.
Они составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины.
Дети поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы.
Мы рассмотрели нормы развития речи детей пятого года жизни.
Знания о нормальном речевом развитии помогут вам, родителям, в наблюдениях за речевым продвижением ваших детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и вам необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.
Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи их детей?
Трудности в овладении речью, на которые нужно обратить внимание
1. Звукопроизношение далеко от нормы:
– в речи отсутствуют свистящие, шипящие и сонорные звуки.
- множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков.
- Речь невнятная, малопонятная, звучит как у трехлетнего ребенка.
2. Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их. (Пример)
3. Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи. (пример)
4. Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).
Если своевременно не преодолеть трудности, возникающие у детей при овладении речью в детском саду, то эти трудности будут преследовать ребенка в школе.
Последствия непреодоленных речевых нарушений :
Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, могут возникнуть комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Если у ребенка маленький словарный запас – речь бедная, ребенку трудно выразить свои мысли, передать эмоции, настроение.
Если ребенок не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.