Мария Карнаухова
Консультация «Что должны знать родители о постановке звуков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Каждый ребенок имеет свои особенности. Кому-то достаточно только показать, что делают губы и язык при произношении звука, и ребенок благополучно повторяет. А кому-то нужен серьезный подготовительный этап, во время которого логопеду с ребенком нужно отработать речевое дыхание (вдох носом – выдох ртом, поработать над фонематическим слухом (умением различать сходные звуки на слух, подготовить артикуляционный аппарат: язык, губы, щеки. И подготовительный этап – до постановки звука - может занять у кого-то из детей 5-10 занятий, а у кого-то и до полугода регулярных занятий.
Публикация «Консультация „Что должны знать родители о постановке звуков у дошкольников“» размещена в разделах
2. Для постановки звука логопед может использовать зонды или зондозаменители (шпатель, ложку, ватную палочку и т. п.). Важно, чтобы ребенок научился произносить звук без этих вспомогательных средств, потому что цель их использования при постановке звука - показать как звук произносить правильно, помочь его произнести и запомнить артикуляционный уклад звука (сила выдоха, где язык, позиция губ и щек). Этап постановки звука заканчивается, если ребенок сам! без помощи! произносит четко, длительно звук.
3. ПОСЛЕ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА РАБОТА ЛОГОПЕДА НЕ ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ! ЗВУК НАДО ВВЕСТИ В РЕЧЬ! Иначе, ребенок будет произносить этот звук только изолированно, сам по себе, а в речи его как не было, так и не будет!
4. Этап введения звука в речь называется автоматизацией. В процессе автоматизации звука ребенок учится произносить звук в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах и рассказах, в самостоятельной речи.
5. После автоматизации звука в речи нужен этап дифференциации, если ребенок заменял этот звук другим. Например, звук «Ш» заменял звуком «С», звук «Р» звуком «Л» и т. п. На этапе дифференциации логопед учит ребенка различать на слух и в речи сходные звуки, не путать их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, рассказах, стихах, в самостоятельной речи.
К сожалению, есть родители, которые думают, что за месяц до школы они запросто поставят своему ребенку все отсутствующие в его речи звуки. Да, поставить-то, может быть, логопед их и поставит, но ввести в речь за такое короткое время явно не сможет.
Попробуйте, прочитать эти слова, заменяя первый звук звуком «Р»: танец, забота, кот, мычать, нога, хобот.
Попробовали? Получилось?
А теперь представьте себе, что именно так же ваш ребенок сначала подбирает мысленно замены звукам, которые он произносил неправильно, а потом только произносит! И это непросто! И для этого нужно время!