Бочарникова Юлия Юрьевна
Использование театрализованных игр в своей работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бочарникова Юлия Юрьевна
воспитатель
МОУ «Тавровская СОШ «Формула Успеха»,
структурное подразделение: детский сад
Белгородского района, Белгородской области
Актуальность.
Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.
Основная часть:
Цель театрализованных игр в раннем возрасте.
Формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, активизация разговорной речи.
Задачи театрализованных игр:
1. Развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности.
2. Обогащение словаря детей, его активизация
3. Совершенствование диалогической речи, её грамматический строй
4. Способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
5. Развитие эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей
6. Эстетическое влияние. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного.
7. Решение проблемных ситуаций опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Направления работы воспитателя.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Мы приобщаем к культуре через обыгрывание народных сказок. Сказка является самым поучительным жанром, но и самый легко воспринимающийся малышом. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.
В нашей группе создан центр театрализации, мы создали разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку театрально-познавательную деятельность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
Театрализованные игры мы используем в разных видах деятельности:
- в режимных моментах (в воспитании культурно-гигиенических навыков) мы используем куклу-Машу, которая показывает как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем. Во время приёма пищи к нам приходят в гости Эколята из сказки и показывает как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
-во время занятий (как сюрпризный момент).
Театрализованные игры - это не просто игры а это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
В своей работе мы с детьми играем в различные театры:
Пальчиковый театр.
Способствует развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений.
Настольный театр.
В игровой деятельности мы используем различные настольные театры. В нашей группе мы с ребятами играем в деревянный театр, театр на стаканчиках. Ребенку очень удобно и легко смотреть, слушать сам участвовать в разыгрывании сказки, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь.
Театр на ложках, палочках.
Театрализованная игра с использованием ложек – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Театр игрушек.
Помогает детям бороться с нарушениями речи, неврозами; помогает справиться с переживаниями, страхами.
Театр масок.
Играя в такой театр малыши раскрепащаются, развиваются артестические и творческие способности. Данный театр очень положительно влияет на спсобность к развитию диалогической речи. Дети получают образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи, употребляют разные типы высказываний для решения игровых коммуникативных ситуаций.
Театр кукол Би-ба-бо.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях.
Театр на липучках.
В нашей группе созданы и активно используется это дидактическое пособие как индивидуально, так и в групповой работе с детьми. Это именно то средство, которое подразумевает собой применение индивидуального подхода, и в то же время привлекающее внимание почти всех детей, так как детям очень нравится инсценировать уже известные произведения, а также фантазировать, придумывать различные сюжеты для обыгрывания при помощи самодельных фигурок-персонажей.
Театр теней.
Теневой театр нельзя рассматривать как развлечение; его значение намного шире, потому что дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Театр кукол.
В нашей группе в предметно-развивающей среде, был создан мини-музей «Русской сказки». Игрушки бабы и деда из сказки, печь, курочка. Ребёнок реализует образ, перенесённый в куклу, а также учится технике вождения куклой и сценическому мастерству. Куклы «приходят» к малышам на праздник в сюрпризных моментах, поют и танцуют вместе с ними, учат играть на музыкальных инструментах.
Заключительная часть.
Благодаря театрализованным играм у детей:
-развивается эмоциональная сфера
- расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных так и воображаемых ситуациях;
- развивается речь;
-происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- формируется самостоятельность;
- развивается творческие способности;
Таким образом, театрализованная игра способна развить творческую природу ребёнка, его воображение, фантазию, веру, и в конечном итоге привести ребёнка в мир большого искусства.
Список литературы:
1. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста. - М. : ВАКО, 2011. – 256 с.
2. Григорьева, Т. С. Программа «Маленький актер» для детей: методическое пособие / Т. С. Григорьева. - М. : Сфера, 2012. - 128 с. - (Библиотека воспитателя).
3. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. - М. : Сфера, 2009. - 128 с.
4. Сорокина, Н. Ф. Кукольный театр для самых маленьких (театральные занятия
с детьми от 1 года до 3 лет) / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. - М. : Линкапресс, 2009. - 224 с.