Елена Витальевна Хворова
Звукоподражание при постановке звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Звукоподражание при постановке звуков.
При постановке любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.
Постановка звука требует выработки у ребенка новых связей и затормаживания неправильно сформированных ранее. Логопед на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а вызывает звукоподражание. Например, при постановке звука «ш» логопед, создавая правильный артикуляционный уклад, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубки, округли ротик, подними широкий язычок на «бугорочки», выпусти теплый воздух на ладошку». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится звук «ш». (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание : «Слышишь, как у тебя шипит змея? Еще раз пошипи, как змея». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Змея шипит так же, как я произношу «шшш». Скажи и ты длительно звук «Ш» : «шшш».
Публикация «Звукоподражание при постановке звуков» размещена в разделах
Для каждого звука, который необходимо поставить у ребёнка, подбирается предметная картинка-символ, сюжетная картинка с действием. Поскольку звук для ребенка — понятие абстрактное, картинка-символ должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить букву, обозначающую этот звук
Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей, изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например: «ррр» — рычит тигр, «жжж» — жужжит жук и т. п.
В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен быть соответствующий звук. Например: ч — кузнечик стрекочет, к — капли капают, в — вьюга воет и т. д.
Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата, слуховой (слышит звук, двигательный (ощущает движения губ, языка, тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук.
Используемая литература:
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.