Клементьева Наталия
Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
В этом материале этакий синтез собственного опыта : задания и знания, которых требовали наши педагоги и проверяла ПМПК. При составлении я сверялась с методическими рекомендациями для ПМПК.
Необходимый объём минимальных знаний ребёнка к 3 годам
Внимание: ниже идёт речь только об уровне развития невербального интеллекта. Такие навыки, как моторное развитие, развитие речи и самообслуживание, которые также важны для гармоничного развития ребёнка, в статье не учтены.
Публикация «Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Восприятие формы
Знать и показывать основные формы: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.
Дополнительно: может знать ромб, овал, звездочку, трапецию.
Должен раскладывать по рамкам-вкладышам фигуры. Допускается примеривание и перебор.
При умственной отсталости ребёнок будет упорно пытаться "впихнуть невпихуемое", не замечая ошибки - например, квадрат утрамбовывать на место для овала.
Восприятие цвета
Знать и показывать основные цвета: зелёный, красный, желтый, синий.
Дополнительно: белый/черный. Может знать оттенки : оранжевый, розовый, голубой и прочее.
При умственной отсталости дети часто вплоть до школьного возраста не могут сказать где какой цвет. Могут не различать цвета.
Восприятие величины
Ребёнок должен складывать пирамидку в правильном порядке из 5 колец.
Вместо пирамидки может быть аналогичное задание - сбор 3-6 разноразмерных стаканчиков (собрать, вкладывая стаканчики друг в друга).
Различение по изображению и в реальной жизни какой, допустим, мячик маленький, а какой - большой.
Для этого задания при умственной отсталости требуется специальное обучение, а первые успехи с ним наблюдаются только к 5-6 годам.
Соотнесение "часть-целое"
Ребёнок должен правильно собирать разрезную картинку из 2-4 деталей.
Дополнительно: может собирать маленькие пазлы (3-6 фрагментов, может собирать по образцу небольшие башни из кубиков/конструктора, простые узоры из кубиков Коса.
Поиск сходства
На возраст 2 года ребёнок должен находить аналогичные изображения. Например, понимать, что к уточке в пару подойдёт такая же уточка.
К 2,6 годам должно включится понимание, соответствия не похожих внешне, но идентичных предметов: например, на изображение овечки ребёнок должен поставить фигурку овечки, отличной от картинки.
К 3 годам ребёнок может подыскивать в пару изображению его "тень".
Поиск различий
Замечает, чего не хватает у изображений. Например, он покажет, что у машинки без колёс нет колёс.
Может находить заметные отличия на примерно одинаковых картинках.
Ребёнок должен владеть счётом до 3 и показывать нужное количество пальцев.
На ПМПК это проверяется заданиями типа "Дай мне 1 кубик, ещё один кубик, 2 кубика", Сколько здесь кубиков?" и т. д.
Если не знает цифр (не учили, ребёнок должен определять количество предметов по принципу "Один/много".
Графические навыки
Умеет схематически нарисовать простые формы, человечка, линии.
Ребёнок этого возраста при достаточной практике может раскрашивать, не выходя за контур.
При каких условиях отставание не связано с состоянием интеллекта?
Все навыки ребёнка сильно зависят не только от того, насколько у него нормальное развитие, но и от его взаимодействия с окружающей средой и сопутствующих особенностей здоровья.
Например, выше я пишу о том, что ребёнок должен знать фигуры, цвета и прочее. Однако все эти знания тесно связаны со зрительным восприятием, и если у ребёнка имеются с ним проблемы, то в первую очередь стоит работать именно со зрением, то есть, посетить офтальмолога, купить очки и прочее, а не требовать, чтобы малыш разглядел, где какая фигура, например.
Даже при полном интеллектуальном здоровье ребёнок никогда не сможет ответить на вопрос где треугольник или где синий мяч, если никто в окружении ему этого не объясняет. Все знания ребёнок собирает из бесед и занятий с окружающими его людьми. Притом многие понятия типа цвета, форм, не запоминаются с одного раза - требуется периодическое повторение и применение полученных знаний в бытовых ситуациях, игре и разговорах.
Также не надо ждать, что ребёнок отлично справится с заданиями на взаимодействия с какими-либо предметами без практики. Например, чтобы нормально рисовать, нужно практиковаться с карандашом - учиться его держать в руке, чиркать им, экспериментировать. Если малышу карандаш в руки никто и никогда не давал, не стоит ждать, что он сходу проявит чудеса рисования и раскрашивания - его умения будут очень плохи и будут нуждаться в практике, несмотря на то, что ребенок умственно вполне полноценен.
Многие задания в этом возрасте дети выполняют по наглядному образцу. Даже полностью здоровому, понятливому и понимающему речь ребёнку может потребоваться сначала объяснить и пару раз показать, как делать то или иное задание.
Почему у особых детей могут быть трудности при выполнении и усвоении данного материала?
У детей с нарушениями развития (ЗПР, алалия, аутизм) ситуация посложнее. Ребёнок может быть полностью интеллектуально сохранным, однако особенности диагноза будут тормозить и мешать усвоению информации. Однако, это не значит, что научить нереально. Просто нужно запастись терпением и учитывать мешающие факторы.
В случае алалии с сенсорным компонентом, например, практически бесполезны словесные инструкции - ребёнок не понимает речь. Приходится опираться на внимание (тоже очень неустойчивое) и зрительное восприятие. Проще говоря, надо поменьше слов и побольше наглядно показывать, ловя внимание, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.
Для детей с ЗПР используется та же тактика. Они больше "дружат" с речью, чем алалики, но всё равно нередко имеют пробелы с вниманием, пониманием обращённой речи и в целом развиваются медленнее.
Дети с РАС - особая категория товарищей, с которыми прежде всего надо работать на вызов коммуникации и имитации. Без коммуникации ребёнок даже не будет смотреть в сторону родителя и слушать, что от него требуется. А отсутствие имитации мешает им действовать по образцу, учась и перенимая опыт.
Кроме того, для детей с нарушениями развития следует делать скидку на сроки появления навыков и знаний. В конце концов, все сохранные интеллектуально дети к 18 годам будут знать и круг, и квадрат, и какой цвет красный, а какой зелёный. Нужно только поработать с их развитием и не делать трагедии из того, что к определённому возрасту ребёнок чего-то не знает.
Вы заметили, что ребёнку что-то не удаётся из списка выше. Какая тактика должна быть в этом случае?
Для родителей абсолютно всех детей я советую, прежде всего, НЕ действовать по принципу: "Вася-сосед собирает в нашем возрасте пазл из 10 деталей, значит и мой должен. " Лучше ориентироваться на умения самого ребёнка.
Сейчас он уверенно справляется с 2 деталями пазла? Значит дайте 3, затем 5 и так далее. Не знает 4 цветов? Не заталкивайте в голову сразу 4, а сначала уверенно выучите 2, а затем ещё 2.
Со всеми без исключения детьми, вне зависимости от наличия расстройств развития, всегда работает тактика начинать с малого и постепенно двигаться вперёд, усложняя задания, когда ребёнок перестаёт справляться с ними без затруднений. Так удастся заинтересовать ребёнка, избежать негативизма к занятиям и последовательно выстроить всё интеллектуальное развитие.