Алла Мирон
Чтение детям ненецкой сказки «Кукушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение детям : ненецкая народная сказка «Кукушка». Творческое рассказывание по мотивам сказки.
Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить ее идею; у старших дошкольников развивать творческое воображение, воспитывать интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Публикация «Чтение детям ненецкой сказки „Кукушка“» размещена в разделах
Предварительная работа. Воспитатель показывает рисунок с изображением кукушки. Рассказывает, что эта птица не высиживает птенцов, а подкладывает яйца в чужие гнезда. Кукушата – крупные птенцы. Обычно, вылупившись из яйца, кукушонок выбрасывает из гнезда других птенцов, а его приемные родители день и ночь трудятся, чтобы прокормить крупного и очень прожорливого детеныша.
Ход занятия.
1 часть (18 – 20 мин.) Занимаются все дети.
Воспитатель показывает тот же рисунок, просит рассказать, что им известно об этой птице.
Далее дошкольники слушают сказку «Кукушка». Затем проводится беседа.
Вопросы к детям : сколько детей было у бедной женщины? Почему она заболела? Как отнеслись дети к больной матери?
Педагог предлагает воспитанникам в лицах воспроизвести диалог братьев с матерью (драматизация повторяется два-три раза). Читает сказку еще раз.
II часть. Занимаются вторая и третья подгруппы.
Педагог предлагает воспитанникам придумать свою сказку с тем же названием. «Я начну рассказывать, а вы дополните», - формулирует он учебное задание.
- Жила на свете бедная, но очень счастливая женщина. Было у нее четверо детей, верных ее помощников. Старший сын с утра… (далее повествование продолжают дети.)
Однажды похитил мать злой волшебник. Слышали дети, как кричала мать, на помощь звала. Бросились на ее крик, да не нашли никого. Только Иванушка, самый младший из братьев, указал им на чудесные красные цветы, которых раньше не было. Цветы вели к темному лесу, и дети догадались, что выросли они там, где упали на землю материнские слезы. Рано утром собрались дети в путь… (Дошкольники описывают приключения героев в пути. Педагог предлагает ввести в сказку эпизод о том, как в пути Иванушка спас муху, попавшую в паутину.)
…Долог ли, короток ли путь, а конец ему приходит. Дошли дети до замка волшебника. Злой волшебник превратил их мать в кукушку и повелел сыновьям отыскать их мать среди множества других птиц. (Дети продолжают повествование.)
Воспитатель заключает сказку традиционной концовкой: «Вот и сказке конец. Кто слушал – молодец!»
Примечание: Если педагог не уложится во времени, сказку можно закончить вечером или в другое свободное от занятий время.