Шевчук Марина Владимировна
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» в старшей группе.
Цель: знакомство с произведением Н. Носова «Живая шляпа»
Задачи:
Образовательные:
- обогащать речь детей существительными «комод», «кочерга»;
- закреплять умения различать литературные жанры и их специфику;
Публикация «Чтение рассказа Н, Носова „Живая шляпа“ в старшей группе» размещена в разделах
- закреплять умения отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающие:
- развивать речь, мышление, память, воображение, чувство юмора;
- развивать эмоциональную сферу ребенка;
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к художественному слову;
- воспитывать интерес детей к детской литературе;
Методика руководства:
1. На экране портрет Н. Носова
- Дети, вы узнаете, чей это портрет? Да, вы правы, это портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал, и ему хотелось все новых историй. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах и сказках Н. Носова в смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, доброту.
- Ребята, а чем отличаются рассказы от сказок?
- Сказки – это выдуманные истории, там есть волшебство. А рассказы – это случаи из жизни.
- Ребята, а у нас сегодня гость. Угадайте, кто он:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут. (Незнайка)
- Ребята, а вы помните, из какого произведения этот персонаж?
- Он из сказки Н. Носова «Приключения
Незнайки и его друзей»
- Незнайка читал много рассказов Н. Носова, но в его голове все перепуталось, и он никак не может вспомнить, из каких рассказов эти строчки. Поможем Незнайке? (Можно дать задание узнать произведение не по строчкам, а по иллюстрации)
- «Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросенка»…» (рассказ «Затейники»)
- «Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.» (рассказ «Ступеньки»)
- «У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета.» (рассказ «Заплатка»)
- Видишь, Незнайка, ребята хорошо знают рассказы Н. Носова. Молодцы, помогли разобраться Незнайке.
- Ребята, а Незнайка нам в подарок принес новую книжку Николая Носова, а называется она «Живая шляпа» (воспитатель показывает книгу). Иллюстрации к книге нарисовали Г. и Е. Огородниковы. В этом произведении рассказывается про двух друзей Вовку и Вадика. С ними произошла удивительная история: они увидели …. живую шляпу! Хотите узнать, как это случилось?
- Тогда садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать.
Вам встретятся слова: кочерга и комод. Кто из вас знает, что обозначает слово «кочерга»?
- Кочерга - это толстый железный прут. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.
- Что такое «комод»?
- Комод- тумба с несколькими выдвижными ящиками.
2. Воспитатель выразительно читает по книге рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
Физминутка:
Наш Незнайка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел и тихонько сел за стол.
3. Беседа.
- Как вы думаете, мы прочитали сказку или рассказ?
- Это рассказ, так как такая история могла произойти с любым человеком
- Мне очень понравился рассказ про Вовку и Вадика. Ребята, а вам понравилась история? Она смешная или печальная?
- Смешная
- Как звали мальчиков?
- Вовка и Вадик
- Почему мальчики решили, что шляпа живая?
- Шляпа начала двигаться
- Посмотрите на иллюстрацию, какой момент здесь запечатлен?
- Давайте зачитаем этот отрывок: «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату…»
- Как мальчики узнали секрет шляпы?
- Они стали швырять картошкой
и шляпа подскочила вверх
- Так кто же сидел под шляпой?
- Котенок Васька
- Вы внимательно слушали рассказ и сможете закончить предложение: Глядь, а из-под шляпы высунулся серый….
- Н. Носов так хорошо понимал детей и красочно описывал их чувства, что мы с вами легко могли их представить в своем воображении.
-Что почувствовали мальчики, когда шляпа поползла?
- Страх
- Давайте изобразим страх.
- Какое чувство возникло, когда дети обнаружили кота под шляпой?
- Удивление
- Покажите, как вы умеете удивляться?
- Когда Вадик обнимал кота, что он испытывал?
- Радость
- Покажите радость!
- Вот и мы с вами всегда пугаемся чего-то необычного и неизвестного, а потом испытываем радость и облегчение, когда тайное станет явным.
- Молодцы, ребята! Незнайка хочет вас поблагодарить за помощь, он приготовил вам раскраски с изображением котенка. Спасибо, Незнайка, ребята будут раскрашивать картинки и вспоминать рассказ Николая Носова «Живая шляпа».
Дидактическая игра: «Могут ли быть другие живые шляпы?»
Дидактическая задача:
• использовать опыт в новых условиях (угадать по голосу животное под шляпой, высказывать предположения, уточнять представления.
Игровые правила: шляпа откроется, если отгадаешь голос животного под шляпой.
Игровые действия: угадать голос животного и назвать.
Материал: под шляпами разные животные (щенок, цыплёнок, курица, птичка, ёжик) и голоса этих животных.
Ход игры. Как вы думаете, могут ли под шляпой оказаться другие животные? Какие? Отгадайте по голосу какие животные под этими шляпами.
Перспектива: Придумать рассказ как у Н. Носова, но про свою «Живую шляпу» и на следующем занятии нам рассказать.