Папки-передвижки

Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Юлия Федорченко
Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Аннотация: в статье автор обосновывает положение о том, что чтение произведений художественной литературы поможет воспитать в дошкольниках любовь и бережное отношение к природе. В работе отмечается следующее: необходимо воспитывать экологическую культуру и заботиться об экологической чистоте в целом.

Публикация «Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое воспитание, художественная литература, чтение, дошкольный возраст.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И, в связи с этим «возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение» [1, с. 114]. Экологическое воспитание – это «направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы» [2, с. 71].

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, «природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной» [3, с. 105].

Я считаю, что основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Для повышения уровня экологического образования в своей группе я подобрала мини-библиотеку из книг природоведческой направленности. Так, например, выбранная мной сказка В. Бианки «Первая охота» знакомит детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны, на мой взгляд, сказки В. Бианки: «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями.

Я использую в своей работе произведения В. Бианки еще и для того, чтобы показать своим воспитанникам, что мир природы находится в постоянном изменении и развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети моей группы узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Кроме того, используя природоведческой литературы в процессе наблюдения, я помогаю детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, учу связывать его с их собственным опытом.

Для этого подбираю короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др. Для формирования у детей среднего дошкольного возраста представления о природе как едином целом я читаю, например, рассказ Ю. Дмитриева «Если бы.», З. Плохий «Кто нужнее?». Я считаю, что в них в доступной для данного возраста форме рассказывается о существующих в природе взаимосвязях и взаимозависимостях.

Чтение и обсуждение таких рассказов В. Танайсичук как: «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» – подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.

Для создания условий для экологического образования детей среднего дошкольного возраста в группе я организовала соответствующим образом предметно-развивающую среду, оформила «зеленую зону» с растениями, чтобы дети научились понимать ответственность за живые растения и самостоятельно ухаживать за ними. Подобрана познавательная игротека и мини- библиотека из книг природоведческого содержания, произведения из которых я регулярно использую на занятиях и в режимных моментах, например, пословицы и поговорки. Одним из видов фольклора природоведческого характера считаю детский календарный фольклор. Это заклички-обращения к солнцу, дождю, насекомым, растениям и т. д. Такие заклички связаны с временем года, погодой и обращены к земле, небу, воде как в игре, так и во время трудовой деятельности. Имеется природный и бросовый материал: камни, песок, глина, семена растений, плоды деревьев и т. д.

Таким образом, я считаю, что художественная литература природоведческого характера служит эффективным средством в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста и способствует формированию первых базовых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Список литературы 1. Арчегова А. И. Экологическое мировоззрение - основа развития / А. И. Арчегова // Проблема экологии. – 2003. – №2. – С. 114–116.

2. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического воспитания детей : учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с. EDN QXULYZ

3. Параняк, Л. С. Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников / Л. С. Параняк // На путях к новой школе. – 2015. – №3. – С. 105–107. EDN VBDKCH

4. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий / авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 271 с.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Мир детской астрономии»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Мир детской астрономии» Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Сценарий спортивно-экологического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы»Сценарий спортивно-экологического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы» Цель: [/b] Пропаганда экологических знаний, воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья. - Воспитывать бережное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 января 2024 в 12:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД