Юлия Федорченко
Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье автор обосновывает положение о том, что чтение произведений художественной литературы поможет воспитать в дошкольниках любовь и бережное отношение к природе. В работе отмечается следующее: необходимо воспитывать экологическую культуру и заботиться об экологической чистоте в целом.
Темочки:
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое воспитание, художественная литература, чтение, дошкольный возраст.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И, в связи с этим «возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение» [1, с. 114]. Экологическое воспитание – это «направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы» [2, с. 71].
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, «природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной» [3, с. 105].
Я считаю, что основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Для повышения уровня экологического образования в своей группе я подобрала мини-библиотеку из книг природоведческой направленности. Так, например, выбранная мной сказка В. Бианки «Первая охота» знакомит детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны, на мой взгляд, сказки В. Бианки: «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями.
Я использую в своей работе произведения В. Бианки еще и для того, чтобы показать своим воспитанникам, что мир природы находится в постоянном изменении и развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети моей группы узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Кроме того, используя природоведческой литературы в процессе наблюдения, я помогаю детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, учу связывать его с их собственным опытом.
Для этого подбираю короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др. Для формирования у детей среднего дошкольного возраста представления о природе как едином целом я читаю, например, рассказ Ю. Дмитриева «Если бы.», З. Плохий «Кто нужнее?». Я считаю, что в них в доступной для данного возраста форме рассказывается о существующих в природе взаимосвязях и взаимозависимостях.
Чтение и обсуждение таких рассказов В. Танайсичук как: «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» – подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.
Для создания условий для экологического образования детей среднего дошкольного возраста в группе я организовала соответствующим образом предметно-развивающую среду, оформила «зеленую зону» с растениями, чтобы дети научились понимать ответственность за живые растения и самостоятельно ухаживать за ними. Подобрана познавательная игротека и мини- библиотека из книг природоведческого содержания, произведения из которых я регулярно использую на занятиях и в режимных моментах, например, пословицы и поговорки. Одним из видов фольклора природоведческого характера считаю детский календарный фольклор. Это заклички-обращения к солнцу, дождю, насекомым, растениям и т. д. Такие заклички связаны с временем года, погодой и обращены к земле, небу, воде как в игре, так и во время трудовой деятельности. Имеется природный и бросовый материал: камни, песок, глина, семена растений, плоды деревьев и т. д.
Таким образом, я считаю, что художественная литература природоведческого характера служит эффективным средством в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста и способствует формированию первых базовых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.
Список литературы 1. Арчегова А. И. Экологическое мировоззрение - основа развития / А. И. Арчегова // Проблема экологии. – 2003. – №2. – С. 114–116.
2. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического воспитания детей : учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с. EDN QXULYZ
3. Параняк, Л. С. Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников / Л. С. Параняк // На путях к новой школе. – 2015. – №3. – С. 105–107. EDN VBDKCH
4. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий / авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 271 с.