Наталья Перемитина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Название: «Развитие речи»
Тема: Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель. Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Задачи: Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи
Демонстрационный материал: картина В. М. Васнецова «Три богатыря»
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатырь Алеша Попович
- Былины
- Былины. Конспекты
- Былины. Развитие речи, чтение былин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей около себя.
Утреннее приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, прежде чем читать, я бы хотела узнать у вас, знакома ли вам эта картина? (Картина Васнецова «Три богатыря»). Дети: да, это «Три богатыря».
Воспитатель: Правильно ребята, эта картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Сможете мне их назвать?
Ответы детей: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.
Воспитатель: Молодцы ребята. Многим из вас они знакомы по современным мультфильмам. В былинах, в сказаниях о богатырях, все было немного иначе, чем в мультфильмах. Я вам читала уже несколько былин о древнерусских богатырях, сегодня же речь пойдет об Алеше Поповиче. Алеша был самым молодым из этой тройки. Красивым и горячим. А что это значит - «горячий человек»? Как вы думаете?
Дети: сильный, могущественный.
Воспитатель: а вы хотите узнать кто такой «горячий человек»?
Дети: Да
Воспитатель: О «горячем человеке» обычно говорят о его характере, что означает ретивый; вспыльчивый, пылкий. И это вы услышите с былины, когда я буду ее вам читать, которая называется «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Воспитатель: Читает былину (В. В. Гербова, стр. 100)
Воспитатель: а давайте мыс вами проведем физминутку «Мы теперь –богатыри».
Физкультминутка:
«Мы теперь – богатыри»
Потянулись: раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Осмысление:
Воспитатель: Ребята скажите, вам понравилась былина? Дети: Да
Воспитатель: с какой былиной мы с вами познакомились?
Дети: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Воспитатель: Ребята, скажите вы услышали из прочитанной былины, о характере Алеши Поповиче? Какой он был?
Дети: Он не побоялся на обеде у князя Владимира делать замечания Тугарину, надсмехаться над ним. Алеша - смелый, сильный, храбрый, горячий.
Воспитатель: правильно ребята.
Воспитатель: а какой оказался Тугарин? Опишите его?
Дети: наглый, самоуверенный, огромного роста, приставал к жене князя Владимира, а из пасти пламя изрыгал.
Воспитатель: а как он себя повел, когда Алеша над ним насмехался?
Ответы детей: вежливо.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Он драку не затеял, хотя мог.
Воспитатель: Молодцы, вы внимательно слушали былину.
Воспитатель: а скажите ребята, Алеша честно победил Тугарина?
Дети: Нет, победил хитростью и ловкостью врага.
Воспитатель: ребята вы сегодня хорошо поработали. Молодцы. Спасибо вам.
Воспитатель: а теперь пройдемте за столы и попробуем нарисовать с вами битву Алеши Поповича и Тугарина Змеевича. Как вы это представляете.