Ирина Николаевна Лобыкина
Консультация для родителей «Читаем всей семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Читаем всей семьей»
Лобыкина Ирина Николаевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад №16 г. Пугачева
Саратовской области»
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало
его духовной потребностью на всю жизнь,
в годы отрочества душа ребенка будет пустой»
/ В. А. Сухомлинский/
Публикация «Консультация для родителей „Читаем всей семьёй“» размещена в разделах
Все мы знаем, что на Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходить рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтает о том, чтобы они выросли уважаемыми людьми, нашли свое призвание, чтобы их жизнь была счастливой и успешной. Но где взять ту волшебную палочку, которая поможет претворить эту мечту в жизнь? Ответ прост: эта волшебная палочка - умение и желание ребенка читать. Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей принадлежит семье. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у истоков формирования личности. Традиции читательского развития детей в семье складывались веками. Наши далекие предки учили детей относиться к книге с особым уважением и любовью. Книгу восхваляли, учили ее беречь, лелеяли, относились к ней как к святыне. Басни, сказки, песни, легенды, былины бытовали в России с древних времен. Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову благодаря рассказыванию сказок, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. К концу XVII века сложились первоначальные представления о педагогике детского чтения, возникшие из потребности воспитания подрастающих поколений, обучения их чтению и грамоте. Об исключительной важности семейного чтения говорится в теоретическом наследии видных педагогов XX века Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
Я уверена, в настоящее время эта тема не потеряла своей актуальности и значимости. Во-первых, для современного чтения вместе собирается вся семья. Во-вторых, читая современную качественную литературу, одинаково интересную для детей и родителей, семья находит общие темы для обсуждения, ведь во многих семьях поговорить-то не о чем. В-третьих, книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание разных поколений как внутри семьи, так и за ее пределами. Во время обсуждения книг сглаживаются поколенческие барьеры, «отцы и дети» находят точки соприкосновения, что очень важно для восстановления доверия в семье. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце. И, наконец, семейное чтение - самое действенное решение проблемы не читающих детей. Книги расширяют
кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда - радость познания.
Приобщение детей к чтению имеет и огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. По глубине проникновения в жизнь и во внутренний мир ребенка книга не имеет себе равных среди средств массовой информации.
Я считаю, для того чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться беседами, викторинами, играми-спектаклями, выставками рисунков по мотивам прочитанных книг.
Надо отметить, важную роль в развитии семейного чтения играет детская библиотека. В детской библиотеке ребенок попадает в особый таинственный мир, отличный от повседневного быта, в котором оживают герои любимых книг, совершаются самые невероятные приключения. Библиотека - новая ступень читательского развития ребенка : она дает возможность приобщить ребенка к систематическому чтению, научить его ориентироваться к книжном фонде, пользоваться каталогами и картотеками. Детские библиотеки являются организаторами семейного общения и совместного досуга детей и родителей. Никого не оставят равнодушными семейные праздники, конкурсы, игровые развлекательные программы, литературные вечера. На создание особой атмосферы совместной творческой деятельности детей и родителей нацелена работа семейных клубов. И сама библиотечная среда благоприятна для ее посетителей - детей и взрослых.
Хочется дать несколько советов:
Дорогие папы, мамы, дедушки и бабушки!
• Дайте в руки вашему ребенку хорошую детскую книгу и увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки.
• Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером - всей семьей, большой или маленькой, вместе читать книги и тогда вас будет ожидать чудо:
Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении.
Это чудо - раз!
Вновь вместе вернуться в мир детства.
Это чудо - два!
Путешествие в таинственный мир творчества писателей.
Это чудо - три!