Лариса Подболотова
Ценность беседы как одного из словесных методов
▼ Скачать +Заказ
Ценность беседы как одного из словесных методов
Ценность беседы как одного из словесных методов воспитывающего обучения, ее богатые педагогические возможности определяются ролью языка как средства общения и орудия мышления. В работе с детьми 5-7 лет возникает возможность продуктивно использовать беседу : в интеллектуально-речевом развитии дошкольника наступает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем словесному. Происходит интенсивное освоение родного языка, появляется интерес к слову, чуткость к языковым явлениям. Чтобы определить значение беседы, следует раскрыть ее связь с наблюдениями, экскурсиями, прогулками, демонстрацией картин, чтением произведений художественной литературы и т. п.
Публикация «Ценность беседы как одного из словесных методов» размещена в разделах
Цель беседы - уточнять, закреплять, углублять и систематизировать живым словом представления и знания детей, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями. Это имеет большое значение для формирования обобщенных знаний, нравственных представлений и чувств, для воспитания осознанного отношения к окружающему.
Ознакомление с окружающим происходит интенсивно, если дошкольник может наблюдать предметы и явления, смотреть, слушать, осязать, обонять. Речь, сопровождающая процесс наблюдения, помогает осмыслить чувственный опыт.
Дети учатся в слове передавать признаки и свойства предметов, действия- с предметами. Обозначение словом воспринятого, описание самими детьми предметов и явлений делает процесс овладения знаниями, речевыми средствами более осознанным и произвольно-волевым. Важность речевой активности отмечал К. Д. Ушинский: «Можно прочесть десять раз страницу без внимания и не помнить; но нельзя ни разу проговорить этой страницы, не сосредоточив внимания на том, что говоришь.»
Следует учитывать, что дошкольник не всегда правильно осмысливает то, что видит, слышит, узнает из книг. Нередко он обращает внимание на явления случайные, привлекающие внимание яркими внешними признаками, и проходит мимо значительных лишь потому, что они меньше бросаются в глаза. Педагог сосредоточивает внимание детей на характерных признаках явлений, уточняет, углубляет представления о том, что нужно было воспринять на прогулках, экскурсиях, в играх труде.
Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). При нарушенном произношении ребенок пишет так же, как говорит. Если правильное произношение было поставлено незадолго до поступления в школу, ребенок все равно будет писать так, как еще недавно произносил. Дефекты произношения мешают ребенку различать порядок слогов и звуков в слове, а это, в свою очередь, затрудняет обучение ребенка грамоте. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.
Нарушение чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения. А математические символы - это, в сущности, разновидности букв.
У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным. Кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате - в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает для малыша дискомфорт.
Вопросо-ответный характер общения в беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями: пространственные, количественные, временные, причинно-следственные. Возникает необходимость использовать предложения с союзами (для того, чтобы; оттого, что; потому, что; из-за того, что; тогда, когда.).
Так в неразрывном единстве с мыслительной деятельностью в беседах активизируется детская речь. В ней находят отражение результаты сравнений, умозаключений, обобщений.
Дети, как известно, с большим интересом включаются в беседы со взрослыми : так удовлетворяется их природная потребность в речевом общении. Беседовать с дошкольниками всегда очень интересно. Они живо откликаются на вопросы, припоминают, объясняют, неутомимо расспрашивают, удивляются новому, смеются. В беседе отчетливо выявляется ход мысли ребенка, поиск нужного слова. Под влиянием ежедневного общения, постоянных бесед речь дошкольника становится содержательнее, точнее, выразительнее. Поэтому разговор взрослых с детьми следует рассматривать как ценную для ребят речевую практику. Участвуя в беседах, ребенок непосредственно сталкивается со сложной речевой задачей - сделать понятным то, что он намерен сообщить, передать Именно в дошкольном возрасте дети овладевают грамматическим строем речи.
В беседах с детьми важна роль воздействующей на них точной, эмоционально-выразительной речи педагога, образных слов, оборотов. Если речевое общение строится на эмоционально-образном материале, то на протяжении беседы легко поддерживается эмоциональный настрой. Образная речь, звучащая в беседах с дошкольниками, обогащает их эстетические переживания.
В беседах дошкольники активно овладевают вопросо-ответными формами языкового общения, связной разговорной речью. В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в старшей группе осуществляются следующие задачи обучения разговорной речи: воспитатель, обращаясь к детям с вопросами, побуждает их к ответам, высказываниям; дошкольники учатся отвечать в краткой и распространенной форме, ясно выражать свои мысли. В подготовительной к школе группе требования усложняются: развивается способность поправить, дополнить друг друга, внимательно слушать ответы, пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, точно следуя содержанию вопроса, воспитывается умение самим задавать вопросы.
Беседы, богатые по содержанию, подводят ребенка к доступным для него оценочным суждениям, выводам. Он полнее осмысливает и глубже переживает отношение к окружающему, обдумывает свое поведение, аргументировано оценивает поступки.
Содержание бесед, разговоров с детьми обогащается, когда дошкольники пробуют выразить в слове свои устремления, намерения, когда они представляют себя, свои действия в будущем. Ребятишки делятся друг с другом, со взрослыми своими размышлениями о предстоящем, своими задумками, мечтами. Делясь своими мечтами, дошкольники учатся передавать в слове задуманное. Педагог побуждает их глубже и обстоятельнее обдумывать замыслы, аргументировать высказывания.
Воспитатель приучает детей в разговорной речи правильно строить фразы и употреблять грамматические формы слов, произносить слова внятно, соблюдать нормативные ударения, активнее и точнее использовать словарь. Таким образом, педагог уделяет внимание развитию всех сторон речи - грамматической, фонетической, лексической.
В беседах дети с ранних лет приобщаются к богатствам русской разговорной речи, радуются ее образности, гибкости звучности.