Наталия Никитина
Использование упражнений игрового стретчинга на занятиях физической культуры у дошкольников (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел I : Информация об опыте
1. Тема опыта : «Использование упражнений игрового стретчинга на занятиях физической культуры у дошкольников»
2. Автор опыта : Никитина Наталия Олеговна, инструктор по физической культуре высшей категории КГКП «Ясли-сада № 7» акимата города Рудного.
Публикация «Использование упражнений игрового стретчинга на занятиях физической культуры у дошкольников (опыт работы)» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игровой стретчинг
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
3. Условие возникновения становления опыта : данный опыт возник в результате моей деятельности в качестве инструктора по физической культуре в КГКП «Ясли-сад № 7» акимата города Рудного.
В КГКП «Ясли сад № 7» имеются все возможности для занятий физкультурой и спортом : имеется оборудованный спортивный зал, спортивная площадка. В каждой групповой комнате имеется физкультурный уголок, оборудованный в соответствии с возрастом. Детский сад тесно сотрудничает с физкультурно-оздоровительным комплексом «Горняк».
Результаты мониторинга физического развития воспитанников в нашем детском саду показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих вторую, третью и четвертую группу здоровья. В основном наблюдаются такие патологии как плоскостопие, сколиоз. У детей ослаблен мышечный корсет, не развита гибкость и пластичность.
Это привело меня к выводу о необходимости моделирования физкультурных занятий нового типа. Особое внимание привлекла методика игрового стретчинга. Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка. Формируется правильная осанка, дети заряжаются энергией.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья делают эту задачу приоритетной.
4. Актуальность опыта заключается, прежде всего, в решении проблемы детской гиподинамии и ее последствий.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени за столами, телевизорами, компьютерами. Это вызывает утомление определённых мышечных групп, а значит – нарушение осанки, гибкости, силы и координации движений. И поэтому сейчас главная задача взрослых – создать необходимые условия для утоления этого «двигательного голода», а для этого необходимо найти новые подходы в воспитании и оздоровлении дошкольников, чтобы занятия физкультурой и спортом стали любимым занятием каждого.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Как показывает практический опыт, одним из возможных способов решения задач физического развития детей дошкольного возраста является насыщение физкультурных занятий новыми, нетрадиционными формами и методиками, способствующими самореализации ребенка, раскрытие их индивидуальных способностей и возможностей.
То есть актуальность данного опыта подтверждается и решением стратегической задачи обновления содержания дошкольного образования.
5. Ведущая педагогическая идея опыта
Для решения основной задачи: сохранения и укрепления здоровья ребенка - необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, выделить в режиме дня достаточное время для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало главной идеей нашего опыта.
Для реализации идеи нами была выбрана технология игрового стретчинга.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Эта методика как нельзя лучше подходит для внедрения ее в работу с детьми.
Игровой стретчинг помогает :
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, пластичность, скоростные, силовые и координационные способности;
- повышать интерес к занятиям физкультурой.
Актуальность опыта заключается в создании системы работы с детьми в игровом стретчинге, как новой формы в физкультурно-оздоровительной работе.
Поэтому практической целью данного опыта является разработка специальных игр и упражнений игрового стретчинга для оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, активизации защитных сил организма детей, овладения навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции.
6. Длительность работы над опытом.
Работа над опытом «Использование упражнений игрового стретчинга на занятиях физической культуры у дошкольников» ведётся в три этапа.
1-й этап – начальный (констатирующий) 2016 – 2017 учебный год.
2-й этап – основной (формирующий) 2017 – 2018 учебный год.
3-й этап – заключительный (контрольный) 2018 – 2019 учебный год.
Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, анкетирование родителей, осмотр детей, а так же:
- подбор методических пособий, наглядного материала
- составление перспективного плана
- разработка конспектов занятий
На формирующем этапе ведется:
- апробация нового материала, технологий, интерактивных форм работы с детьми
- разработка конспектов занятий, игр, упражнений
- работа с родителями
- выступление на заседании педагогического совета ясли-сада
- показ открытых занятий, игр, упражнений
- самоанализ работы
На третьем – заключительном – этапе предполагается:
- выступления на заседании МО инструкторов по физической культуре города
- показ открытых занятий на МО
- выступление на семинаре
- показ мастер-класса
- оформление документации по описанию опыта работы
- анкетирование родителей
- итоговая диагностика детей, с целью определения успешности выбранных
методов и приёмов для решения обозначенной темы.
7. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы инструктора по физической культуре на занятиях физкультурой и во внеклассной работе в детском саду. Занятия по игровому стретчингу проводятся в старших группах 1 раз в 2 недели по перспективному планированию ОУД и 2 раза в неделю по перспективному планированию кружковой работы.
8. Теоретическая база опыта
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РК «Об образовании», Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Закон «О физической культуре и спорте».
Реализация важнейших положений Законов, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. Н. Волошина, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, М. Н. Кузнецова, Т. Кучер и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.
В организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду я также использую практические методические разработки этих авторов. Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Глазыриной Л. Д., Ефименко Н. Н., Моргуновой О. Н., Руновой М. А., Шебеко В. Н., Кудрявцева В. Т., Назаровой, А. Г., Горбатенко О. Ф.
Поэтому для нас актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта по сохранению и укреплению здоровья детей, оценке его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Раздел II : Технология опыта.
Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению исходного уровня физического развития детей вторыхмладшихгрупп. Для выявления уровня развития детей использовались критерииоценки умений и навыков воспитанников в стретчинговых упражнениях.
Высокий уровень:
1. Умение правильно принимать исходное положение по названию.
2. Умение самостоятельно выполнять изученные стретчинговые упражнения.
3. Умение самостоятельно придумывать новые сюжеты и композиции, используя знакомые упражнения.
4. Верно и качественно выполнять упражнения.
Средний уровень:
1. Умение принимать исходное положение при его расшифровке.
2. Умение выполнять изученные стретчинговые упражнения с возможным объяснением и показом взрослого.
3. Умение строить новый сюжет с небольшой помощью педагога.
4. Верно и качественно выполнять упражнения.
Низкий уровень:
1. Не может самостоятельно принять исходное положение и выполнить знакомое стретчинговое упражнение.
2. Не может построить новую сюжетную линию даже с небольшими подсказками педагога.
3. Неверно и некачественно выполняет упражнения.
Исходная диагностика
Итоговая диагностика
Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду среди старших групп
66,75% - высокий уровень
23,25% - средний уровень
10% - низкийуровень
По полученным результатам диагностики видно, что только 23,25% воспитанников имеют средний уровень физического развития, 10%детей имеют низкий уровень физического развития. Хотя вначале опыта результат был очень низким:
1,25% - высокий уровень
33,75% - средний уровень
65% - низкий уровень
Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребёнка возникаютдиспропорции в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, скованности позвоночника, что в свою очередь ведёт к нарушению осанки и мешает социальной адаптации ребёнка. Но уже к концу первого года произошел качественный рост по всем показателям.
Здоровьеориентированная деятельность отдельно взятых группдетского
сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяютсямножеством фактов: социокультурной средой микрорайона, уровнем культурыздоровья данного педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой и т. д. В опыте раскрыты особенности здоровьеориентированной деятельности в конкретном детском саду. Определены, цели, задачи, средства их реализации.
Цели:
1. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДО путем организации здоровье сберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
2. Создание надежной системы работы по новым технологиям.
Эта система работы должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкогоздоровья и полноценного физического и психического развитиявоспитанников детского сада.
Задачи:
1. Повысить качество проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий во всех возрастных группах детского сада.
2. Разработать и апробировать систему работы с детьми с использованием упражнений стретчинга.
3. Осуществить выбор новых технологий с учетом требований общеобразовательной программы.
4. Создать оптимальные условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья детейдошкольного возраста и формирования привычки здорового образажизни.
5. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения на основе личностно-ориентированного
взаимодействия с ним.
Для эффективной работы с использованием новой технологии необходима объективная оценка физического здоровья ребенка. Поэтому в мониторинговом исследовании проводилась оценка физического развития ребенка, сформированность двигательных качеств, пластичности и гибкости,произведена оценка компетентности здоровьесбережения педагогов,родителей, детей. (Приложение 1 Первичная диагностика, анкетированиеродителей)
В результате мониторинга детей было выявлено, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по их улучшению. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое, с чем сталкиваешься - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе «волочат» за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому,
напрашивался вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем детском саду является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Поэтому в саду, на протяжении уже многих лет,реализуется раздел Типовой программы дошкольного воспитания и обучения (приказ и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499) по физической культуре, который направлен на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Наряду с этой программой используется авторские технологии:
1. Моргуновой О. Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
2. Назаровой А. Г. «Игровой стретчинг».
Данные технологии направлены на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональнойсферы детей. Основной целью технологий является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами игровой гимнастики. Обучение по этой технологии создает необходимыйдвигательный режим, положительный психологический настрой, хорошийуровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, егофизическому и умственному развитию.
Основные принципы организации занятий по игровому стретчингу :
1. Наглядность. Показ физических упражнений игрового стретчинга,образный рассказ.
2. Доступность. Обучение упражнениям игрового стретчинга от простого к
сложному, от известного к неизвестному, учитывая степеньподготовленности детей.
3. Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки,увеличение количества упражнений игрового стретчинга, усложнения техники их выполнения.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений игровогостретчинга. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
5. Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностейвозраста, состояния здоровья каждого ребенка.
6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнений игрового
стретчинга, потребность их выполнять.
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. С учетом
требований данных технологий была разработана модель организации
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные
методические подходы к проблемам образования детей дошкольного возраста.
В этом числе, использовали методические рекомендации. Для систематизации
образовательной работы была разработана программа образовательного
учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к
закреплению навыков здорового образа жизни.
Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, стало понятно, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?
И мы нашли выход, соединив положительные качества традиционной
программы и внедрение технологий Назаровой, авторской программы
Н. Н. Ефименко «Театр физического развития», Н. А. Фомина «Сюжетно-ролевая
ритмическая гимнастика». С этой целью была разработана система
использования технологии «Игровой стретчинг» на занятиях по физической
культуре. Эта система основана на повышении интереса к физической
культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях
занятий.