Кириллова Тамара
Целевая прогулка «Как весна зиму поборола» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Целевая прогулка
«Как весна зиму поборола»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н
2018 г
Цель:
1. Сформировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе.
2. Формировать положительное отношение к природе в процессе наблюдений.
Публикация «Целевая прогулка „Как весна зиму поборола“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Ход прогулки.
1. Вступительное слово воспитателя.
На прошлом занятии мы уже говорили о том, что весна ещё робко, но уже намекает о себе: проталинкой, звонкой капелью, песенкой синицы, ярким солнышком. Сегодня на прогулке мы будем говорить, удалось ли весне побороть зиму. Сначала я прочитаю вам сказку, которая так и называется «Как весна зиму поборола», потом мы оденемся и выйдем на наш участок, будем искать новые следы весны, чтобы убедиться, поборола ли весна зиму.
2. Чтение сказки Г. Науменко «Как весна зиму поборола»
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придёт, с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё морозы куёт; надоела она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на пригорочек и зовё т Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?
Солнце говорит:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес, зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес, зелен весь. Ходила- ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесные комары ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь и была Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки.
Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:
— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза.
А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.
- Где посоветовало солнце искать Весну?
- Кого увидела Маша в лесу?
- Опишите лебедь белую, которая пролетала над Машей.
- Что делала Весна на лугах?
- Что делала с ручейками?
- Как откликнулась Весна на Машину просьбу?
Сказка заканчивается добрыми словами: «Так-то Весна Зиму поборола!» Мы сейчас оденемся и выйдем на наш участок, чтобы поглядеть, поборола ли весна зиму у нас?
3. Наблюдение первое: весенний снег особый.
- Весенний снег особый. Возьмите снег в руки и посмотрите, есть ли в нём прежняя пушистость и лёгкость?
- Почему слежавшийся пласт снега начинает подтаивать, съёживаться? (Ответы детей : от солнца и тёплого воздуха)
- Обратите внимание на цвет весеннего снега. Каким он стал? (Ответы детей : стал тёмно-серым).
- Каким будет снежок из такого снега? Слепите снежок, проверьте. (Ответы детей : тяжёлый, влажный, с колючими льдинками).
- Послушайте, как необычно громко хрустит снег под вашими ногами. Почему это происходит? (Ответы детей : ломаются под нашей тяжестью ледяные кристаллики, издавая такой звук).
Действительно, с каждым днём снег становится всё более рыхлым. Потерял он и былую белизну – потускнел, или, как сказали вы, стал тёмно-серым.
- Согласны, что здесь весна зиму поборола?
4. Наблюдение второе: грустный снеговик.
Давайте подойдём к нашему снеговику. Посмотрите, весёлый солнечный лучик пощекотал снеговика по снежным бокам.
- Радуется ли снеговик солнечному лучику? (Ответы детей).
Посмотрите, на самом деле грустно снеговику: голову повесил, слезами залился, стоит в луже.
В луже плачет снеговик –
Нос - морковочка поник.
Тает, куксится, течёт –
Зимушку назад зовёт.
- Зачем снеговик зовёт назад зимушку?
- Что случится со снеговиком, когда солнце пригреет сильнее?
- Подумайте, видели мы с вами зимой снеговика в таком состоянии?
- Почему же не видели?
- Почему сегодня он стоит в луже?
Действительно, время зимы закончилось, а значит пришла весна, снег тает, и снеговики потихоньку начинают подтаивать, исчезать, превращаясь в лужицу.
5. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Раз, два, три, четыре (Дети загибают пальчики).
Мы с тобой снежки лепили («Лепят снежки»).
Получился снеговик – и не мал, и не велик (Опускают вниз сцепленные руки, затем поднимают руки вверх и разводят в стороны).
Солнце припекает (поднимают над головой растопыренные ладошки, шевелят пальчиками - «лучиками»).
Снеговик наш тает (Приседают, обнимая колени, затем делают волнообразные движения руками).
6. Наблюдение третье: ручейки-кораблики.
Посмотрите, а здесь солнечный лучик попал в ручеёк! Ручеёк зажурчал, зазвенел и побежал к маме-речке. Давайте понаблюдаем, как вода течёт с возвышенных мест вниз. Давайте пройдём по течению ручейка. А теперь прислушайтесь к журчанию воды.
Предлагаю вам, ребята, поискать веточки, палочки, шишки, бумажки, и все эти предметы запустить в плавание.
- Давайте понаблюдаем, что тонет, что плывёт, что застревает?
- Обратите внимание, в какую сторону они плывут?
- Запомните, ваши «кораблики» плывут по течению.
- Посмотрите, вдруг «кораблики» поплыли быстрее, Кто догадался, почему это произошло? (Ответы детей : подул ветер, при ветре они двигаются быстрее).
- Можно было зимой пускать кораблики в ручейке?
- Почему сегодня нам удалось это сделать?
7. Дидактические игры.
а). Придумайте определения к слову ручей. Какой он?
Звонкий, говорливый, быстрый, проворный, извилистый, холодный, студёный, сверкающий, синий, узкий, широкий.
б). Подумайте, что делает ручей?
Бежит, журчит, звенит, извивается, стремится, пробивается, клокочет, течёт, льётся.
в). Придумайте определения к слову вода. Какая она?
Прозрачная, мутная, холодная, тёплая.
8. Подвижная игра «Ручейки у озера»
Дети делятся на команды и по сигналу «Ручейки!» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро!» становятся в круг
9. Итог.
- Можно ли сказать, что весна идёт, что она поборола зиму?
- По каким приметам мы можем это утверждать?
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари.