Светлана Савицких
Целесообразность организации пространства логопедического кабинета. В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире, красоты, игры, сказки, музыки, рисунка фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить писать и читать. Да от того как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, будет зависеть его дальнейший путь к знаниям.»
В. А. Сухомлинский.
Эта цитата образно передаёт ту атмосферу, в которой творит дошкольный логопед; описывает пространство, которое должно окружать дошкольников имеющих нарушение речи.
В кабинете логопеда все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя».
Публикация «Целесообразность организации пространства логопедического кабинета, В помощь логопедам» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Создавая коррекционно-развивающую среду я стремлюсь к тому, чтобы обстановка была комфортной, эстетичной, вызывало стремление к самостоятельной деятельности.
Тайны правильной речи постигают здесь дети, чтобы легче было им жить на этой планете. Поделюсь секретами своего кабинета, его ключом я открываю в
свой кабинет я приглашаю.
Создавая кабинет, я придерживалась следующим принципам построения предметного пространства :
- Доступности (материал для игр расположен на нижних полках, материал и документация логопеда — на верхних полках в закрытых шкафах).
- Системности (материал систематизирован по картотекам, составлен паспорт кабинета с перечислением всего оборудования).
- Здоровье сбережения (имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета светлого цвета).
- Учета возрастных особенностей (замеры мебели наглядно дидактический материал подобран в соответствии с взврастом детей).
- Вариативности (наглядно дидактический материал и пособия много много варианты, в зависимости от возраста и коррекционных задач).
По целенаправленному оснащению и применению кабинет разделён на насколько рабочих центров, в соответствии основными направлениями работы:
1. Сенсорно-моторный центр.
2. Центр речевого и креативного развития.
3. Центр сказка терапии.
4. Центр психологических проблем.
5. Информационный центр.
6. Центр методического сопровождения.
Цель создания этих центров — это реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченным возможностями здоровья.
И так: I. Сенсорно-моторный центр «Ощутинки»
Цели этого центра:
1. Стимулирование ослабленных сенсорных функций;
2. Активизация речевой деятельности;
3. Развитие правильного речевого дыхания;
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
5. Развитие зрительного гнозиса и профилактика нарушений письменной речи.
(Здесь все на поддувание, дыхательные тренажеры, свистульки, мыльные пузыри, пальчиковые игры и упражнения, музыкальные инструменты, звучащие игрушки; массажеры; упражнения для органов артикуляции; зонды, шпатели, шпажки, ватные палочки; картинки с изображением зверей и птиц, плоскостные изображения предметов для обводки; картинки с наложенными и «зашумлен- ными» изображениями предметов по всем лексическим темам; настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи; «волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластмассовыми игрушками; сухие бассейны; тактильные тренажеры; пособия и игрушки по развитию мелкой моторики — пазлы, игры с пуговицами, бусинками, шнуровки, застежки; картотека пальчиковой гимнастики.)
II. Центр речевого и креативного развития «Школа дошколят»
Цели:
1. Выработать правильные артикуляционные уклады речи;
2. Обогащать и активизировать словарный запас дошкольников;
3. Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприя-
тия и формированием навыков звукового анализа и синтеза;
4. Совершенствовать грамматический строй речи;
5. Развивать графические навыки;
6. Подготовить дошкольников к обучению грамоте.
В этом центре находятся: магнитная доска, комплект цветных магнитов и букв, переносная магнитно-маркерная доска, буквари, азбуки, звуковые линейки, прописи для дошкольников, звуки — символы, схемы для определения позиции звука в слове, схемы предложений.
Картинный материал: омонимы, синонимы, антонимы; сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, алгоритмы описания предметов, таблицы по мнемотехнике, картинки по автоматизации и дифференциации всех групп звуков.
Игрушки и муляжи по изучаемым темам лото, домино, настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи; раздаточный материал для фронтальной работы для анализа и синтеза слов, предложений; алфавит на ковролине, печатные тексты, ребусы, настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза. Игры «Воскобовича», детские компьютеры для автоматизации звуков и развития логики, мышления.
III. Центр сказка терапии «Юный риторик».
Цели:
1. Выявлять и развивать творческие способности детей;
2. Переносить сказочные символы в реальность;
3. Развивать интонационную выразительность речи;
4. Учить созерцать и раскрывать внутренний и внешний мир, осмысливать
прожитое, моделировать будущее;
5. Снижать уровень агрессивности и тревожности;
6. Укреплять союз «родитель — ребенок — логопед — воспитатель».
С помощью различных видов театров, костюмов, сказочных атрибутов, схем-символов мы учимся:
- пересказывать сказки,
- рассказывать сказки от третьего лица,
- групповому рассказыванию сказок,
- рассказыванию сказок по кругу,
- учимся сочинять сказки.
Центр сказка терапии, как и центр речевого и креативного развития, не ограничивается стенами кабинета. Есть такие центры в логопедической группе, где мы совместно с воспитателями работаем над речевым развитием и по постановке и показыванию сказок другим детям дет. сада.
IV. Центр психологических проблем «Дошколята — дружные ребята».
Цели:
1. Создавать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
2. Обеспечивать положительную мотивацию деятельности, создавать для
каждого ребенка ситуацию успеха;
3. Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной ком-
муникации;
4. Развивать умение преодолевать трудности и страхи;
5. Сохранять психическое здоровье воспитанников.
В этом центре имеются: игры-эмоции, игры-ситуации, стихи, рассказы, пословицы, поговорки, песочная терапия, глобус, кассеты и диски с релаксирующей музыкой и звуками природы; небольшие игрушки; символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения; картотека физ. минуток.
Этот центр требует доработок и дополнений пособиями, играми, ароматерапией и другими материалами.
V. Информационный центр.
Цель: Формировать логопедические знания среди педагогов и родителей.
В этот центре находятся консультативные материалы, памятки, презентации для родителей воспитанников и педагогов ДОУ.
Информация для родителей находится в папке — передвижке и в скоросшивателе «Советы логопеда родителям», где размещены: экран речи детей, график работы логопеда, сетка занятий, расширен материал по лексическим темам, даны задания на развитие психических функций, речевой моторики детей и мелкой моторики пальцев рук.
VI. Центр методического сопровождения.
Цели:
1. Создать адаптивную образовательную среду с учетом зоны актуального и ближайшего развития детей, имеющих речевые нарушения;
2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение;
3. Использовать методы обучения и формы организации детей гибко и
вариативно.
4. Поддерживать преемственность работы специалистов ДОУ.
В этом центре находится вся документация логопедического кабинета,
методическая литература, программно - методическое обеспечение.
(паспорт кабинета, методическая литература, должностные инструкции, планы-конспекты фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий, речевые карты, мониторинги речевого развития детей, тетради для домашних работ, тетрадь взаимодействия с воспитателем, материал для диагностики детей, библиотека методической и детской литературы, публицистический материал, справочная и учебная литература, картотеки по всем разделам, ТСО).
Таким образом: В кабинете созданы все условия для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной активной деятельности детей, позволяющие взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Все центры кабинета взаимосвязаны и решают взаимосвязанные коррекционные задачи.
Все центры кабинета постоянно дополняются и обновляются новыми играми и пособиями.
Умело организованная коррекционно-развивающая среда позволяет вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а так же поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.