Папки-передвижки

Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов» (6 фото)

ольга курендова
Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Страна семи гномов»

Оформление развивающей среды логопедического кабинета

Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды логопедического кабинета МБДОУ №1 «Журавленок».

Творческое название:«Страна семи гномов»

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Публикация «Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета „Страна семи гномов“» размещена в разделах

Участники: заведующий ДОУ,заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе,учитель-логопед.

Цель проекта: Создание современной предметно-развивающей среды логопедического кабинета с учетом ФГОС, способствующей коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи проекта:

1. Многофункциональное использование всего пространства логопедического кабинета.

2. Формирование у детей полноценных произносительных навыков, правильного грамматического оформления речи, активизация потребности связного высказывания у детей, через игровую деятельность,создание сюжета «Страна семи гномов», спомощью разделения пространства кабинета на зоны.

3. Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детей.

4. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение.

Ожидаемые результаты:

1. Создание обновленной предметно-развивающей и предметно-игровой среды логопедического кабинета, способствующей коррекции речевых отклонений у детей с учётом требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Качественные положительные изменения в освоении детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными особенностями.

3. Позитивное отношение к применению и освоению нововведений, положительные тенденции в деятельности учителя-логопеда с детьми, способствующие обновлению и преобразованию содержания игрового пространства, предметно-развивающей среды логопедического

кабинета и организации совместной учебной и самостоятельной игровой деятельности детей.

Сроки реализации проекта: 2013 –2016г.

Актуальность

Развивающая среда в логопедическом кабинете как стимул речевого развития дошкольника. Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Для организации предметной среды в кабинете должно учитываться всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:

- закономерности психического развития дошкольников;

- показатели здоровья;

- психофизиологические и коммуникативные особенности;

- уровень общего и речевого развития.

Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении (программа логопедической работы по преодолению ОНР и ФФНР у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). При отборе предметного содержания развивающей среды нужно ориентироваться на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.

При создании предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета следует опираться на следующие принципы коррекционной педагогики:

- Принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;

- Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;

- Принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);

- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.

Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.

Регулярное обновление речевого материала (по мере изучения каждой новой темы, систематическое обновление игр, способствующих речевому развитию у детей, пособий позволит организовывать коррекционную работу с учетом психофизиологических особенностей детей, уровня речевого развития, имеет очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии.

Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду. Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.

Учитывая выше перечисленное, считаем актуальным создание предметно-развивающей среды логопедического кабинета, условно разделяя пространство на рабочие зоны. Основной формой ведущей деятельности дошкольника является игра. Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволит естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, даст возможность логопеду многократно повторять с детьми логопедические упражнения, в игре формируется и развивается речевая деятельность.

Таким образом, целесообразно представить логопедический кабинет в виде сказочного города семи гномов, в котором каждый из гномов помогает в процессе занятия преодолевать различные речевые нарушения у детей.

Условно выделяется 7 зон:

- зона развития неречевых процессов и формирования фонематической стороны речи;

- зона формирования правильного звукопроизношения;

- зона работы над слоговой структурой слова;

- зона развития лексической стороны речи;

- зона формирования грамматического строя речи;

- зона методического сопровождения;

- учебная зона фронтальных занятий.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

- Составление плана дизайн-проекта развивающей среды логопедического кабинета.

- Распределение пространства на зоны. Проектирование необходимого оборудования каждой зоны.

- Подбор необходимого оснащения, материалов, пособий и игр для определенных зон.

2. Практический этап

- Использование созданной предметно-развивающей среды логопедического кабинета в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

- Активизация потребности связного высказывания у детей, через игровую деятельность, создание сюжета «Страна семи гномов».

- Развитие у детей психических процессов: памяти, внимания, сенсорных впечатлений.

3. Заключительный этап

-Анализ влияния созданной развивающей среды логопедического кабинета, целесообразность распределения пространства на зоны в коррекции речевых нарушений у детей.

Зона развития неречевых процессов

и формирования фонематической стороны речи

Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов»

Фонематическая система («речевой слух», «квалифицированный слух») - это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов.

Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи. Недостаточная сформированность фонематических процессов (слуха, восприятия, фонематических представлений, затруднения слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) являются предпосылками трудностей овладения детьми:

- звуковой стороной речи;

- несформированность аналитико-синтетической функции фонематической системы приводит к затруднению осуществления простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

- способности к слогообразованию, сопоставлению фонематического состава слова и лексического значения.

Зона развития неречевых процессов и формирования фонематической стороны речи предполагает оснащение данного пространства оборудованием, предназначенным для развития у детей:

мышления, зрительного внимания, памяти, пространственной ориентировки, ориентировки во времени, общей двигательной и зрительно – пространственной активности, восприятия (зрительное, тактильное, мелкой моторики, слухового внимания, восприятия, представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Зона формирования правильного звукопроизношения

Фото «Страна семи гномов»

Звукопроизношение – это сложный процесс образования речевых звуков, осуществляемых речевым аппаратом при регуляции со стороны центральной нервной системы.

При обследовании и коррекции произносительной стороны речи ребенка огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению предлагаемых заданий. Таким образом, пространство (зона работы, предусмотренная для постановки, автоматизации, дифференциации звуков) должна вызывать у детей мотивацию к выполнению заданий, формированию правильного произношения, дидактический материал должен соответствовать современным методическим требованиям.

Зона формирования правильного звукопроизношения, оборудованная в игровой форме через образ сказочного гнома предполагает осуществление работы над:

формированием правильного речевого дыхания, развитием моторики артикуляционного аппарата, постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией звуков.

Зона работы над слоговой структурой слова

Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета - фото

Трудности произношения слов со сложной слоговой структурой в свою очередь могут являться причиной трудностей овладения лексико-грамматической стороной речи, звуковым анализом и синтезом, влияет на успешность овладения письмом и чтением.

Зона работы над слоговой структурой слов включает:

работу над 14 типами слов с различной слоговой структурой.

Зона формирования грамматического строя речи

Фото №1 Проект Страна семи гномов

Зона формирования грамматического строя речи представлена подбором различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение навыками грамматически правильной речи.

Зона развития лексической стороны речи

Работа над формированием лексической стороны речи у детей с ОНР и ФФНР имеет важное значение. Лексический материал должен быть составлен с учетом программных требований, возраста ребенка, речемыслительной деятельности. Предметно-развивающая среда, дидактический материал должны способствовать мотивации у детей в овладении, употреблении, словообразовании всех частей речи русского языка.

Зона логопедического кабинета по формированию лексической стороны речи направлена на работу над расширением словарного запаса, словообразованием.

Зона методического сопровождения

Фото №2 Оформление детских садов Оформление развивающей среды

Учебная зона фронтальных занятий

Фото №3 Логопедические кабинеты
Публикации по теме:

Оформление логопедического кабинетаОформление логопедического кабинета Уважаемые коллеги!Всем известно, что на развитие дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. В образовательном учреждении.

Проектная работа «Организация предметно–развивающей среды кабинета учителя–логопеда ДОУ» Дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов»
Опубликовано: 20 января 2015 в 10:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов»» (включая файлы) размещена пользователем ольга курендова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД