Зульфия Семилетова
Речь педагога как условие педагогического мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи - это проблема, что, так или иначе, присутствует во
всяком национальном сообществе и бывает предметом публичного
обсуждения и пристального внимания языковедов, писателей, в общем,
людей, неравнодушных к возможностям слова и престижа своего языка.
Ведь литературный язык у всех народов отличается от разговорного,
"народного", и требует постоянного бережного ухода, культивирования.
Вещание педагога - это инструмент его профессиональной
деятельности, составляющая педагогического мастерства. Владению речью
как средством профессиональной деятельности нужно учиться. При каких
Публикация «Речь педагога как условие педагогического мастерства» размещена в разделах
условиях речи педагога может быть инструментом продуктивного решения
педагогических задач?
Во-первых, профессиональное вещание педагога
должно соответствовать требованиям культуры речи. Это показатель его
образованности, интеллигентности, общей культуры. Язык как сущность, как
специфическая знаковая система оказывается в речи. Вещание - это
функционирование языка. Поэтому производительность речевой
деятельности педагога зависит, прежде всего, от того, насколько его речь
соответствует нормам современного литературного языка. Язык, который
соответствует этим нормам, является правильным. Правильность - одна из
характеристик культуры речи.
Под термином "культура речи" понимают соответствие ее не только
современным литературным нормам, но и другим качествам, таким, как
богатство, логичность, точность, чистота, выразительность,
целесообразность.
Во-вторых, профессиональное вещание педагога должно
быть своеобразным "словесным действием". Цель этого действия -
осуществление интеллектуального, эмоционально-волевого, морального
воздействия на учащихся. Слова педагога должны нести в себе энергию его
чувств, переживаний. В одних ситуациях речь педагога должна быть
средством возбуждения активности учащихся (например, познавательной
активности на уроке, в других - средством торможения их психических
реакций (например, снятие негативных эмоций). Слово настоящего педагога
вызывает у учащихся соответствующие чувства, внушает, убеждает.
Поэтому воспитатель в общении с детьми должен ориентировать себя на
целенаправленный отбор языковых и речевых средств.
Третье условие эффективности профессиональной речи педагога -
его направленность на воспитанников. Направленности речи предоставляет,
прежде всего, наличие собственного отношения к тому, о чем идет речь,
искренность слов педагога, умение строить свой монолог как диалог с
учениками, как прямое обращение к их чувствам, уму. Педагог-мастер всегда
строит свою речь, предвидя возможную реакцию детей на слова, даже на
тон, голос, которым они будут сказаны.
Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника
является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи
определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет
говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку
познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в
общении с ними, является основным источником, из которого дети получают
образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не
только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков
родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна
быть интонационно выразительной, правильно оформленной
грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным
использованием словесных обозначений.
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование
являются профессиональной обязанностью воспитателя.
Но что же такое культура речи?
В быту, в обиходе под этим имеют
в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая
отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под
культурой речи понимают владение нормами языка, т. е. правилами
произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи –
это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой
культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог
должен владеть основными методическими приемами развития речи,
мастерством их применения.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует
прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки
и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и
совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону
речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем
младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных
предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу
представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От
точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за
содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на
это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает
слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она
надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько
громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи.
Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь,
переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их
перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности
образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и
заботу о нем.
Педагог должен самокритично относиться к собственной
речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко,
т. к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на
форму речи (как сказать, а на ее содержание (что сказать). Например, не
замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность
речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных
звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения,
устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в
словах
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в
том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко
построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.
Подготовила педагог- филолог Семилетова Зульфия Айтмуратовна.