Ольга Березкина
Знакомство с произведениями русского народного творчества. Конспект занятия «Былины» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через былины.
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; - продолжать формировать представления детей о жизни древних славян;
- познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей разбойник»;
- воспитывать интерес к фольклорным жанрам;
- расширять словарный запас детей;
Публикация «Знакомство с произведениями русского народного творчества, Конспект занятия „Былины“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- формировать и воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, палица, щит, лук, меч, стремена, сказитель, гусли, гусляр, палаты белокаменные.
Дидактический материал: иллюстрация - репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.
Аудиозапись: «Богатырская симфония» Бородина.
Ход занятия
1. Вводное слово
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями русского народного творчества. Назовите произведения, которые относятся к русскому народному творчеству (сказки, прибаутки, песни, потешки и тд.)
- Верно, молодцы. Есть еще один вид народного творчества (былина). Что такое былина? (ответы детей)
2. Работа по теме
- Былина - это песня, сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Другое название «старины». Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями – гусляры, которые ходили из города в город. Это старинные произведения, поэтому в них много непривычных для нас слов.
3. Рассматривание и анализ картины «Богатыри»
Самыми известными богатырями были : Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. На картине Добрыня Никитич готов к бою.
- Посмотрите, что нам подсказывает готовность к сражению? (ответы детей)
- Илья Муромец (посередине) старший из богатырей. К нему прислушивались остальные богатыри. Каким вы видите образ Ильи Муромца? (сильный, мужественный, храбрый).
- Его образ пронизан огромной мощной силой. Его глаза всматриваются вдаль. Сильная фигура закована в кольчугу. Он с легкостью поднимает тяжелую палицу. Алеша Попович – младший богатырь. Его глаза смекалки. Он внимательно смотрит и как будто прислушивается к звукам природы. Что может подсказать ему о приближении опасности? (крик птиц, топот лошадей, шелест листьев). Молодцы! Холмы символизируют границу Русской Земли, которую и защищают Богатыри.
- Какой образ богатыря вам ближе? Почему? (ответы детей)
4. Физкультминутка (русская народная игра «золотые ворота»
Два игрока становятся друг напротив друга, и соединяют руки, чтобы получились ворота. Остальные берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки в воротах напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Попавшийся стает в ворота. Игра ведется до последнего попавшегося.
5. Былины в музыке (прослушивание отрывка «Богатырская симфония»)
- Какие чувства у вас вызывает музыка? Что слышится в ней? (ответы детей)
- А сейчас мы продолжим знакомство с былинами «Илья Муромец и Соловей разбойник»
6. Чтение былины
По ходу чтения словарная работа
7. Обсуждение
- Каким предстает Илья Муромец в былине?
- Какой он подвиг совершил?
- Как к нему отнеслись другие богатыри?
- Каким показался вам характер Ильи Муромца?
8. Словарная работа
Закрепление значений устаревших слов (архаизмов)
9. Рефлексия
- О чем говорили?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие былины запомнили?
- Чем они вам нравятся или не нравятся?
- хотели бы еще читать былины?
Ребята, вы молодцы! Спасибо за внимание