галина шайхулина
Конспект занятия «Бусы для хозяйки медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Обобщать знания о деревьях уральского края;
3. Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев;
Развивающие:
1. Учить выделять в явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны;
Публикация «Конспект занятия „Бусы для хозяйки медной горы“» размещена в разделах
2. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при работе с моделями различных предметов;
3. Развивать общую и мелкую моторику; способствовать овладению элементарными навыками самомассажа;
4. Активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, любовь к родному краю, бережное отношение к природе, желание помочь персонажу.
2. Воспитывать чувство единства человека и природы;
3. Развивать эмпатию.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Тип: интегрированное.
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Предварительная работа: экскурсия в Ильменский заповедник, чтение сказов П. Бажова, составление гербария «Деревья уральского края», наблюдения за изменениями в природе осенью, беседа об осени, изготовление коллективной аппликации из осенних листьев «Деревья осенью», знакомство с «системным оператором».
Словарь новых слов: «пробковый слой», «кислород».
Методы и приемы: беседа, демонстрация, опыт, наблюдение, художественное слово, элементы технологии ТРИЗ: метод противоречий, метод эмпатии, системный оператор.
Оборудование и материалы:
корзина с осенними листьями,
письмо от Хозяйки Медной горы,
бусы, нить для нанизывания бус,
модель «Дерево»,
иллюстрации дерева в разные времена года,
мнемотаблица «Осень»,
компьютер,
видеопрезентация «системный оператор «Дерево»,
«чудесный мешочек» с плодами и семенами деревьев,
спилы дерева на каждого ребёнка,
шишки на каждого ребёнка,
книга П. Бажова «Малахитовая шкатулка,
аудиозапись для психогимнастики.
Ход занятия
Воспитатель заносит в группу корзину с разноцветными листьями.
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами недавно ездили в гости к Хозяйке уральских гор и лесов в Ильменский заповедник. Вы ей очень понравились, и она вам прислала эту корзину с разноцветными осенними листьями. Среди них есть особенный лист кленовый, а на нём письмо.
«Здравствуйте, ребята. Отправилась я осматривать свои владения, уральские горы, да случайно рассыпала бусы свои волшебные, малахитовые. А собрать бусы непросто, нужно ответить на вопросы мудреные, выполнить задания непростые. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель:
-Поможем, ребята?
Ответы детей: (Да, поможем)
-Задания у Хозяйки на осенних листочках.
Воспитатель:
-Вот первое задание: нужно отгадать загадку и ответить на вопросы.
«Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
Ответы детей: (Осенью).
Воспитатель:
-Назовите осенние месяцы.
Ответы детей: (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Работа по мнемотаблице «Приметы осени».
Воспитатель:
- Какие ещё приметы осени вы знаете.
Ответы детей:
(1. Дни становятся короче, ночи длиннее, вечером рано темнеет.
2. Солнышко всё реже выглядывает из-за тёмных туч. Часто ложится туман.
3. Часто идут холодные, моросящие дожди.
4. Люди оделись в плащи, резиновые сапоги, в руках зонты.
5. Листья на деревьях и кустах желтеют, краснеют, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром.
6. Насекомые: жучки, бабочки, мошки, комары прячутся щёлочках, трещинах стен, под корой деревьев.
7. Спасаясь от холода и голода, перелётные насекомоядные и водоплавающие птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
8. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы, нагуливают жир, ищут место для зимней спячки, линяют.
9. Люди собирают щедрый урожай.)
Игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель:
-Ребята, а осень вам нравится? Чем?
Ответы детей : (Осенью красиво. Можно побродить по опавшим листьям. Собрать красивые букеты из осенних листьев. Собрать урожай овощей и фруктов. Осенью можно собирать в лесу грибы. Из осенних листьев можно сделать красивые
аппликации.)
Воспитатель:
-А может быть, что-то вам и не нравится осенью?
Ответы детей: (Осенью холодно. Часто идут дожди, и приходится меньше гулять. После дождя на улице слякоть и грязь, и если нечаянно упадёшь - испачкаешь одежду. Осенью рано темнеет. Осенью, если не включат отопление – дома холодно, от холода можно заболеть.)
Воспитатель:
-Ну вот, ребята, вы - молодцы, точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Вот и первая бусина! Воспитатель нанизывает бусину на нить.
Воспитатель:
-А теперь, присаживайтесь.
Дети садятся на стулья.
Беседа «Как деревья готовятся к зиме»
Воспитатель:
-Осень пройдёт, а за ней наступит …
Дети: «Зима»
Воспитатель:
-Да, скоро белокрылая зима вступит в свои права. Следующий вопрос Хозяйки Медной горы такой : «Ребята, как вы думаете, готовятся ли деревья наших уральских лесов к зиме? Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны?»
Ответы детей.
Воспитатель:
-Да, морозы, к сожалению, опасны для деревьев, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:
-Ребята, что происходит с деревьями в сентябре, октябре, ноябре?
Ответы детей:
(В сентябре листья на деревьях начинают желтеть, краснеть. В октябре листья опадают. В ноябре деревья совсем сбросили листья, стоят голые.)
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что после того, как деревья сбросят листву, они прекращают на время зимы свой рост и как бы погружаются в глубокий сон, готовясь к весеннему рассвету и обновлению.
Воспитатель:
-А все ли деревья поздней осенью и зимой стоят голые?
Ответы детей: (Только лиственные деревья сбросили листву, а хвойные стоят зелёные.)
Воспитатель:
-Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
Ответы детей: (Листопад)
Воспитатель:
-Как вы думаете, есть ли польза от опавших листьев?
Ответы детей:
-опадая, листья сберегают деревья от потери влаги;
-для того, чтобы ветки не сломались от снега.
- листья перегнивают, и в почве образуются полезные вещества,
-укрывают насекомых,
-опавшие листья защищают корни дерева от морозов, укрывая землю сплошным ковром.
Воспитатель:
-А ещё, ребята, на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нём пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.
-Я предлагаю вам рассмотреть спилы дерева, на котором вы сможете увидеть этот пробковый слой.
Дети подходят к столу, на котором лежат спилы дерева по количеству детей. Дети рассматривают спилы, определяют, где находится пробковый слой.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами ответили на вопрос, как деревья уральских лесов готовятся к зиме. Берём вторую бусину. Молодцы!
-А теперь я предлагаю вам встать и немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Дождик осенний из туч моросит,
(броски расслабленными кистями рук)
Дерево, сбросив листочки, стоит
(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев)
Ветер осенний ветви качает
(плавно покачивают руками)
Листья под деревом ветер гоняет.
(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-»)
Воспитатель:
-Следующий вопрос такой. Скажите, какое дерево называют символом Урала? Ответы детей: (Рябина)
Воспитатель:
-Посмотрите, на картинках рябина изображена в разное время года. Я сейчас расставлю эти картинки по – порядку ( запрограммированная ошибка: воспитатель расставляет картинки в неправильном порядке)
Воспитатель:
-Посмотрите, вы согласны с тем, как я расставила картинки?
Воспитатель:
-Исправьте, пожалуйста, мою ошибку.
Дети расставляют картинки в правильном порядке (зима, весна, лето, осень).
Воспитатель:
-Ну вот, теперь правильно. Спасибо. Вот и ещё одна третья бусина.
Системный оператор
Воспитатель:
-Я вам предлагаю рассмотреть линию жизни дерева на волшебном экране и ответить на следующий вопрос Хозяйки уральских гор.
«Что есть у дерева?»
Ответы детей: (У деревьев есть ствол и ветки.).
Воспитатель выставляет модель на системном операторе.
Воспитатель:
-Чем покрыт ствол у дерева?
Ответы детей: (Корой.)
Воспитатель выставляет модель на системном операторе.
Воспитатель:
-Как вы думаете, для чего нужна кора дереву?
Ответы детей: (Кора защищает внутреннюю часть дерева от всевозможных повреждений.)
Воспитатель:
-А что ещё есть у дерева?
Ответы детей: (корень)
Воспитатель выставляет модель на системном операторе.
Воспитатель:
-Где находится корень? Зачем он нужен дереву? Корнями дерево высасывает из почвы воду и питательные вещества. Корень находится в земле, удерживает дерево от падения.
Воспитатель:
-Что ещё есть у дерева?
Ответы детей: (листья).
Воспитатель выставляет модель на системном операторе.
Воспитатель:
- Для чего нужны листья дереву?
Ответы детей: Листьями дерево дышит. Оно дышит не как человек, по-другому. Выделяет кислород, который необходим людям и животным для дыхания.
Воспитатель:
-А цветы у дерева бывают?
Ответы детей: (да, весной)
Воспитатель:
-Весной на деревьях распускаются цветы. А что в конце лета образуется из цветов? Ответы детей:(Плод с семенами).
Воспитатель выставляет модель на системном операторе.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами ответили на вопрос, что есть у дерева. Берём следующую четвёртую бусину. Молодцы!
Воспитатель:
-Где мы можем увидеть много деревьев?
Ответы детей:(В лесу).
Воспитатель выставляет картинку «Лес» на системном операторе.
Воспитатель:
А какие деревья растут в нашем уральском лесу?
Я вам предлагаю вам представить себя осенними деревьями.
Психогимнастика (Под музыку)
Воспитатель:
Раз- два- три – повернись, в деревце осеннее превратись.
Наше тело - стройный ствол.
Наши ножки - крепкие корни. Корни неподвижны - деревья устойчивы. Корни глубоко в земле, крепко держат они стволы деревьев, не дают им упасть. Наши руки - гибкие веточки,
Наши пальчики- листочки.
Дует слабый ветерок - листочки едва шевелятся. Дети имитирует лёгкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер - качаются деревья. Наклоны туловища.
Руки опустите.
Игра «Представь себя иным»
Воспитатель:
-А теперь закройте глаза и представьте себя каким- либо осенним деревом
-Ты какое дерево?
Ответы детей:(дуб, берёза, осина)
-Что ты видишь?
Ответы детей:(грибочки, жёлтые листики, белочку, которая запасает орешки, дождик)
-Что ты слышишь?
Ответы детей (шум дождя, шум ветра, шорох листьев)
-Что ты чувствуешь?
(мне холодно, печально, грустно, усталость)
-А теперь глазки откройте.
Раз-два-три - повернитесь, деревья в ребяток обернитесь.
Воспитатель:
Игра «С какого дерева лист?»
Хозяйка уральских гор и лесов предлагает вам определить из листьев каких деревьев, она собрала этот осенний букет.
Ответы детей:(
Это дубовый лист. Это кленовый лист.
Это березовый лист. Это рябиновый лист.
Это липовый лист. Это осиновый лист.
Воспитатель:
-Молодцы, вы умеете по листьям определять породу дерева! И мы берём ещё одну пятую бусину.
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель:
-Кроме осенних листочков, Хозяйка прислала плоды и семена уральских деревьев. Они в этом чудесном мешочке. Догадайтесь на ощупь, что в мешочке, от какого дерева плод или семя.
Ответы детей:(Ягоды рябины, жёлудь, шишка еловая, шишка сосновая, яблоко, груша, слива, крылатка клёна.)
Воспитатель:
-Возьмите все по одной сосновой шишке.
Самомассаж «Шишка» :
Дети проговаривают слова и выполняют движения:
«Сосновую шишку возьму я в ладошку,
В ладошке её покатаю немножко.
Кручу и катаю, катаю – кручу,
Ладошки и пальчики ей щекочу.
Я шишкой своей проведу по ладошке,
И сразу на ней появились дорожки.
Я шишку легонько сжимаю-сжимаю –
Так пальчики я свои разминаю!»
1-4 – катаем шишку между ладоней,
5-6 – проводим шишкой вдоль ладони правой, левой руки
7-8 Сжимаем шишку поочерёдно правой и левой рукой.
Воспитатель:
-Мы справились и с этим заданием. Молодцы. Берём шестую бусину.
Воспитатель:
-Ну а теперь вернёмся к нашему волшебному экрану и рассмотрим линию жизни нашего дерева. Чем было дерево раньше?
Ответы детей:(Ростком, семечком.)
Воспитатель:
-Какую пользу приносят деревья и другие растения человеку?
Ответы детей:(Они дают людям кислород и пищу. Лечат людей. Из дерева можно построить дом, сделать мебель. Из дерева делают бумагу.)
Воспитатель:
-Что было бы, если бы на нашей планете исчезли деревья и другие растения?
Ответы детей. (В воздухе не осталось бы кислорода, и люди, и животные не смогли бы жить на земле, ведь им нечем было бы дышать)
Воспитатель:
-И для того, чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны беречь деревья, лес. А как надо беречь лес?
Ответы детей:(Не ломать ветки, беречь от пожара, не сорить в лесу, не рубить в лесу деревья.)
Воспитатель:
-Вот и последнюю седьмую бусину мы берём.
Воспитатель:
-Ребята, вы ответили на все вопросы и собрали все бусы малахитовые, помогли Хозяйке Медной горы, и она в благодарность подарила нам вот такую чудесную книгу уральского писателя Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». А мы ещё не раз придём в гости к хозяйке Медной горы, узнаем и о том, как сказочна и богата земля уральская, и об озёрах синих и глубоких. А сейчас Настя и Вова прочитают стихотворение уральского поэта Л. Татьяничевой «Гордое имя Урал»
Наташа: «Найдёшь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зелёных лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах»
Вова: «Здесь сказы Бажова все помнят и знают,
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал, недаром ты гордостью Родины стал!»