Татьяна Марченко
Консультация для родителей «Как увлечь ребенка чтением»
▼ Скачать
Актуальность проблемы "Привлечения старших дошкольников к чтению"
Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Публикация «Консультация для родителей „Как увлечь ребенка чтением“» размещена в разделах
Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками.
Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной – это воспитание любви и интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя. Однако в различные периоды в центре внимания исследователей и педагогов практиков оказывались различные аспекты проблемы. Так, в 20–30 годы 20-го века большое внимание уделялось проблеме отбора произведений для чтения детям, вопросам художественного чтения (Е. А. Флерина). В 40–60 годы особое внимание обращалось на роль книги в нравственном воспитании дошкольников (Н. Карпинская, М. Конина, Р. Жуковская). В 70–90 годы активно разрабатывались вопросы художественно-эстетического воспитания в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Л. М. Гурович, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, З. А. Гриценко).
Исследования Е. А. Тихеевой, Е. А. Флериной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской., М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Л. М. Гурович, О. С. Ушаковой Н. В. Гавриш, З. А. Гриценко и др. обеспечили создание научно обоснованной методики ознакомления дошкольников с художественной литературой, воспитания будущего читателя, реализуемой в дошкольных учреждениях. Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОО. Уголки книги являются обязательным элементом предметно-развивающей среды во всех возрастных группах. В образовательном процессе используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям.
Вместе с тем тенденцией современного времени является уменьшение времени общения дошкольника с книгой. По данным исследований, первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение (слушание) лишь четвертое – пятое места, до 40 процентов детей дошкольников возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в общении с книгой.
Данное положение связано с изменением места и роли книги в обществе, снижением интереса к книге, чтению; утрате традиций семейного чтения; появлением новых, разнообразных источников информации (Интернет, экранные средства, успешно конкурирующих с книгой в борьбе за внимание и место в жизни ребенка. Новая «социокультурная ситуация развития детства» определяет необходимость поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего читателя в изменившихся условиях
Возможные пути реализации ФГОС ДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство, развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
По данным исследований уже к трем годам проявляются основные типы читателей: дети, которым важна познавательная сторона текста; дети, которым интересны происходящие в произведении события; дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении. К концу дошкольного возраста происходит дифференциация читательских типов: читатель – потребитель; читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии); читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие [5].
ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной, инициативной, творческой личности ребенка. Следуя за ФГОС, помимо традиционного чтения и рассказывания детям художественных произведений и произведений фольклора, программы рекомендуют формы и методы работы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию ребенка в приобщении к чтению, развитие творческих способностей дошкольников. К таким формам можно отнести: проектную деятельность; игровые образовательные ситуации; продуктивную деятельность, создание макетов по содержанию художественных произведений; литературные игры, театрализованные игры и др. Особое место в приобщении к книге занимают проектные технологии, которые позволяют в комплексе решать задачи познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников, развивать их творческие способности.