татьяна зинина
Консультация для родителей «Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет
В окружающем мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск и т. д.) и речевые.
С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое - предмет, признак, действие. Оно создает у нас определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
В русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. Многие звуки отличаются друг от друга лишь небольшими оттенками. Поэтому независимо от методики обучения грамоте дети должны уметь различать речевые звуки. Неумение слышать и дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные приводит к большому количеству ошибок во время чтения и на письме.
Таким образом, развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Игры на развитие фонематических процессов не только научат ребенка прислушиваться к звукам речи, но и обогатят его словарный запас, активизируют память, внимание, мышление.
Игра «Светофор»
Перед ребенком - красный и зеленый кружки. Взрослый предлагает ребенку, услышав правильное название, поднять зеленый кружок, неправильное – красный, например: кошолад, шоколад, шотолад, соколад;
митанин, фитамин, витамин, виталим и т. д.
Игра «Похоже – не похоже»
Взрослый предлагает ребенку повторить за ним каждую пару слов и определить, похожи ли по звучанию два слова: ПЕНЬ – ДЕНЬ, ТОПОТ – КУБИК, МАЙКА – БАЙКА, ФАНТИК – БАНТИК, ЛИФТ – БАНАН и т. д.
Игра «Назови лишнее»
Взрослый произносит слоговую цепочку, и просит ребенка назвать слог, который звучит не так как остальные: МА – МА – БА – МА, СА – СА – СА – ША, БА – ПА – ПА – ПА, ЗА – СА – ЗА – ЗА и т. д.
Аналогично со словами, назвать слово, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ, КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Если взрослый произносит слог с твердым звуком, то ребёнок с мягким и наоборот, например: ТА – ТЯ, ВИ – ВЫ.
Игра «Поймай звук»
Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш] -ландыш, жук, машина, маска, кошка.
Аналогично поиграйте с любыми другими звуками.
Игра «Найди место звука»
Инструкция: определи, где слышится звук -в начале, в середине или в конце слова, например:
Ш - душ, шапка, ландыши, мишка, мышь;
С - собака, посуда, автобус, снеговик;
Л - ласточка, белка, пол, лыжи, бал, балкон;
Р - рынок, рыбак, корзина, топор, куртка. и т. д
Игра «Назови слова на звук…»
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
Игра «Внимательные ушки»
Инструкция: назови звук, который стоит:
перед [к] в слове парк
перед [м] в слове холм
после [т] в слове стол
после [л] в слове белка. и т. д.
Игра «Поменяй местами»
Взрослый произносит слово из двух слогов, переставив слоги местами, ребенок должен поменять слоги местами и назвать слово, например: ША-КА – КАША, ВА-БУК – БУКВА, РОЗ-МО – МОРОЗ, ГА-КНИ – КНИГА.
Игра «Разложи на звуки»
Ребенок должен произнести слово по звукам, например: ДОМ – Д. О. М. (сок, кот, мак и т. д.)
Игра «Собери слово»
Взрослый называет слово по звукам, ребенок, должен назвать слово, например: Д. Ы. М - ДЫМ
Муниципальное буджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад 5»
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
(5-7 лет)
Подготовила:
учитель-логопед
Зинина Т. А.