Кристина Хариева
«Будь здоров, малыш!» Физическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей – будущее страны! Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания. И именно от нас, от родителей и педагогов, зависит здоровье наших детей, ведь зачастую мы сами, по неопытности, наносим вред здоровью себе и близким.
Публикация «„Будь здоров, малыш!“ Физическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Проблема физического воспитания детей дошкольного возраста всегда была актуальна. В настоящее время многие дети испытывают «двигательный дефицит», в результате него у них отмечается задержка развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, они страдают излишним весом, нарушением осанки. Поэтому мы, педагоги МДОУ ЦРР д/с №7 «Белочка» города Нефтекумска пришли к такому выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ – целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям.
Для этого в нашем детском саду было разработано методическое пособие по проблеме психофизического развития дошкольников. Методическое пособие представляет собой обобщение опыта работы воспитателя нашего детского дошкольного учреждения Ангеловой Г. Н. В нем представлены современные подходы к организации коррекционно – оздоровительной системы в инновационном ДОУ. Апробированная на практике методика интегрированного курса психофизического развития старших дошкольников, включает в себя валеологическое образование, физкультурно – оздоровительные, коррекционно – реабилитационные подходы и здоровьесберегающие технологии.
Организация здоровьесберегающего подхода в профессиональной деятельности основывается на выполнении ряда функций: диагностической, физкультурно-оздоровительной, физкультурно-развивающей, инфомационно-консультативной.
Диагностическая функция осуществляется с целью обеспечения личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику посредством изучения индивидуальных психофизиологических особенностей детей. В работе с детьми учитываются биоритмологические особенности, тип темперамента, физические способности и группа здоровья каждого ребенка.
С целью определения динамики двигательной подготовленности детей, 2 раза в год проводится измерение индивидуальных показателей при выполнении основных видов движений. Диагностические данные фиксируются в «Паспорте здоровья воспитанников».
Для повышения двигательной активности детей в ДОУ проводятся : оздоровительный бег вокруг д/с с использованием полос препятствий, лабиринтов; спортивные праздники и развлечения; минитуризм; дни (недели) здоровья.
В работе используются как традиционные, так и нетрадиционные методы психофизического развития : дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой, тонизирующий точечный массаж, пальчиковая стимуляция (по А. Роговину, статическая и динамическая релаксация (по методике Х. Алиева, креативные и психогимнастические подвижные игры.
Коррекция отдельных отклонений в физическом развитии детей предусматривает коррекцию осанки, стопы, зрения, нарушений координационных способностей детей.
Практикуются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме, игровые занятия (состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, занятия-тренинги (тренировки в основных видах движения, ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений, занятия-соревнования, двигательно-творческие занятия, сюжетные, интегрированные, доминантные, занятия-зачеты, вовремя которых дети сдают физкультурные нормативы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние, самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенной время, и он самостоятельно тренируется (по опосредованным наблюдением воспитателя).
Результатом работы педагогов с детьми по применению методического пособия в практике является изменение групп здоровья, снижение заболеваемости, развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты.
На базе нашего дошкольного учреждения была организована экспериментальная площадка в 2008 по 2011 г. г. Тема эксперимента: «Влияние здоровьесберегающих технологий на рост физических показателей, укрепления здоровья и снижение заболеваемости». Анализируя физические показатели, уровень заболеваемости, по сравнению с контрольной группой, наблюдается значительное снижение заболеваемости и рост физических показателей у детей экспериментальной группы.
В работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в здоровье, а также с детьми, переживающими адаптационный период, большое значение имеет слаженная деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.
Особое место в этом занимает взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, так как только их совместные усилия могут привести к желаемым результатам. Многие родители по своей неопытности, кутают детей, перегревают организм, нанося вред здоровью дошкольника. И на помощь приходят педагоги, которые всегда помогут, дадут правильный совет. Для этого в нашем детском саду создан клуб «Здоровый ребенок», с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей. На ряду, с занятиями в клубе, мы предлагаем родителям различные информационные буклеты, памятки, рекомендации. Одним из популярных среди родителей - заповеди, руководствуясь ими, уважаемые родители, вы можете изменить отношение к себе и отношение детей к своему здоровью :
1. Относись к своему телу как к величайшему проявлению жизни.
2. Будь уверенным в себе, уверенность приходит с опытом и знаниями.
3. Воздерживайся от всякой ненатуральной, неживой пищи и стимулирующих напитков.
4. Восстанавливай свой организм, правильно сочетая активную деятельность и отдых.
5. Очищай свои клетки, ткани, кровь – природой, чистым воздухом, солнечными лучами.
6. Думай и говори спокойно, без отрицательных эмоций. Не злись, ибо зло заразительно.
7. Посвяти свою жизнь любви и милосердию и ты будешь иметь близких родных и друзей.
8. Вооружай себя знаниями, умениями, навыками о законах природы.
Только вооруженный знаниями человек может быть свободным и независимым.
9. Будь справедливым, всегда относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
10. Будь воздержанным, избегай излишеств во всем.
Педагогический коллектив постоянно находится в поиске организации более эффективной системы работы в ДОУ, направленной на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, на снижение заболеваемости, коммуникативной компетентности всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей и детей.
Автор: МКДОУ ЦРР д/с№7 «Белочка», г. Нефтекумск
Хариева К. Х., заместитель заведующей по УВР