Юлия Евсевлеева
Брошюра «Игровые приемы для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красночикойский детский сад «Сказка»
Игровые приёмы
для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях
Учитель-логопед:
Евсевлеева Ю. Н.
с. Красный Чикой
2021г.
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Темочки:
- Бижутерия своими руками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2021
Игра «Что я загадал?».
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток - глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т. д.
Игра «Всезнайка».
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь?
Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т. д.
Игра «Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например -изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила -. ; пенал -. ; канал -. ; плот -. ; дятел -. и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - палуб, малыш -. , шалаш -. , желудь -. и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка., полка -. , галка -. , кулак - кулачок, каблук -. , балкон -. , вулкан -. , колпак -.
Игровая ситуация по автоматизации звука «Л».
Можно сказать, что сейчас звук «Л» будет лягушкой и будет подстерегать тебя в серединке и на конце слов. Лягушки хотят поплавать в твоем животике, остерегайся! Говори «Л» везде правильно! Как сказал слово не правильно, так лягушку проглотил («бука» вместо «булка»). А глотать лягушек никому не хочется, они такие скользкие, холодные, будут квакать в животе. Ребенку весело, начинает работать азарт, включается внимание.
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.
Например: весна — автобус — слон — нос — сова.
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов со звуком Р (Л,С, Ш, Ч и т. д., и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: - Как тебя зовут? - Рита - А фамилия? - Ромашкина - Откуда ты приехала? - Из Ростова. - Что там растет? - Ранетки. - Какие птицы там водятся? - Рябчики. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ракушки, Раскраски.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность. Трех звуковые слова типа : МАК, СОН, КИТ.
Четырех звуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.
Четырех звуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Список используемой литературы.
1. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника. –– М. : ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда. - М. : Владос, 2008. - 37, [3] с, [36] л. цв. ил. - (Коррекционная педагогика).
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание». - М. : Просвещение, 1989, - 239 с.