Мария Ермакова
Обучение навыков самообслуживания детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение навыков самообслуживания детей с РАС
Коррекция аутизма должна быть комплексной, это факт. А значит, даже в домашних условиях необходимо продолжать воздействие на определенную сферу развития ребенка.
К тому же, основную часть времени ребенок проводит дома и влияние на его поведение могут оказывать исключительно родители. В основном позиция близких ребенка: «Это долго», «Я лучше сам одену это быстрее» и тому подобное сильно тормозит процесс овладения ребенком навыков самообслуживания.
Публикация «Обучение навыков самообслуживания детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В жизни ребенка с аутизмом родители наиболее приближенные люди. В некоторых случаях связь ребенка с такими особенностями с матерью может быть намного сильнее чем у детей среднестатистических. А значит коррекция, выполненная родителями будет намного результативней и положительнее, так как ребенок не будет находиться в стрессовой ситуации исходящей от смены обстановки и незнакомого окружения.
Такие стрессоры типичны для детей с аутизмом и не стоит их недооценивать. Находясь в неблагоприятной, по мнению ребенка с аутизмом, обстановке очень снижается уровень его обучаемости необходимым навыкам и общая успеваемость.
Навыки самообслуживания у детей с аутизмом
В связи с особенностями симптоматики этого заболевания развитие навыков самообслуживания у детей с аутизмом очень замедленно и в некоторых случаях подобные навыки могут вовсе отсутствовать. Все зависит от глубины заболевания и соотношения симптоматики с группой болезни.
Существует четыре группы детей с аутизмом где первая наиболее тяжелая, с полным отсутствием навыков самообслуживания и четвертая наиболее благоприятная и поддающаяся коррекции. Отсутствие самообслуживания у ребенка – наиболее острая тема для родителей, так как именно они своими усилиями компенсируют отсутствие этого навыка.
В действительности родителям бывает непросто определиться со стратегией поведения, которая бы приносила пользу малышу.
Прежде чем, разработать стратегию правильной коррекционной помощи в освоении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков, важно следовать простым правилам:
1. Вы должны быть последовательны в отношениях с ребенком и договариваться об общих требованиях к нему. Не допускайте того, что Вы учите ребенка кушать с помощью ложки самостоятельно, а бабушка его кормит.
Все члены семьи должны быть единым механизмом!
2. Прежде чем требовать что либо, понаблюдайте, что Ваш ребенок сможет выполнить. Если Вы чувствуете, что Ваша просьба не по силам ребенку, раньше, чем он найдет выход в истерике, переключите его внимание на доступную для него задачу и порадуйтесь результату.
3. Просьбы не должны оставаться без внимания, невыполненными. Не повторяйте много раз одно и тоже ребенку занятому своим делом в конце комнаты. Чтобы ребенок вас послушал, встаньте рядом с ним и, обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулируйте инструкцию: «Миша, надень тапочки». Вы просите ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует. Не повторяя лишний раз свое требование, вложите этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: «спасибо, ты дал то, что я просила».
Ребенку должно быть понятно, когда и что Вы от него хотите.
Простые, краткие и четкие инструкции могут усложняться по мере того как ребенок начинает их выполнять.
4. Отмечайте мельчайшие удачи ребенка. Похвала должна быть специфической ребенку должно быть понятно, за что его хвалят «молодчина, ты здорово собрал мусор», вместо «молодец».
5. Создайте визуальное расписание. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра, особенно если он не говорит, очень хорошо воспринимает визуальную поддержку. Она должна быть на доступном для восприятия ребенка уровне и прояснять ситуацию. Это могут быть фотографии, картинки, на которых изображено как он ест, готовится ко сну, гуляет, одевается. В визуальном расписании важно действительно выполнять пункт плана!
6. Подключайте ребенка к деятельности взрослого с помощью мелких поручений:
- мыть и бросать в кастрюлю очищенную картошку;
-принести «забытую» на видном месте вещь, приготовленную для стирки;
-положить в стиральную машинку заранее приготовленное белье и так далее.
Прежде чем начать обучение. Необходимо определить порядок действий. Распишите последовательность своих шагов при выполнении данной деятельности, сравните с действиями других членов семьи, выберите удобный для всех вариант обучения, и кто будет обучать ребенка.
Помните! Нельзя научить ребенка всему сразу, необходимо сосредоточится на одном доступном ему навыке.
Прежде чем начать отрабатывать тот или иной навык оцените текущее состояние навыков самообслуживания ребенка. Здесь могут возникнуть трудности с развитием мелкой моторики рук.
Проблемы с развитием моторики — это еще одна причина, по которой малышу трудно быть самостоятельным (например, он может прийти с улицы и сидеть в куртке до тех пор, пока его не разденут). Тем не менее мелкая моторика хорошо поддается коррекции и способна превратиться в сильную сторону ребенка — он может научиться без посторонней помощи застегивать пуговицы, раздеваться, завязывать шнурки и т. д.
Дети которые испытывают неврологические сложности могут избегать занятия по развитию мелкой моторики, поэтому необходимо побуждать их к освоению навыков веселыми способами.
Представляю вашему вниманию несколько упражнений направленных на развитии мелкой моторики рук при обучении навыков самообслуживания. Упражнения пригодятся в разных видах деятельности, в обучении навыков самообслуживания и в сюжетно-ролевых играх.
Перед тем как проводить занятия необходимо подготовить место для ребенка садимся друг напротив друга, приготовить все необходимое.
Для выполнения заданий следует помнить о правилах занятия:
-Ориентироваться на интерес ребенка, пытаясь обыграть ситуацию.
(предлагаю делать сюрпризные моменты)
-Показывать упражнения ребенку, называя каждое действие;
-Выполнять совместно с ребенком;
-Дать возможность ребенку выполнить самостоятельно.
Очень много пособий для развития моторики рук, но порой не все родители могут позволить их приобрести в нужном количестве, поэтому можно использовать предметы из домашнего обихода или изготовить их из бросового материала.
С чего же стоит начать?
Заранее подготовим место для занятий, садимся с ребенком друг напротив друга. Приготовить на подносе разноцветный барабан (круг вырезанный из цветного картона, стаканчики разного цвета, разноцветные прищепки. Выполнение упражнений последовательно по правилам:
1 «Веселый барабан»
Например:
-Взрослый показывает последовательность упражнения
- Взрослый и ребенок снимают вместе прищепку красного цвета и кладут в стакан красного цвета.
- Ребенок выполняет упражнение самостоятельно.
(Те же самые действия выполняют с другими прищепками).
2 «Веселый художник»
Приготовить шаблоны с силуэтами, например – ствол дерева, тучка, солнце, Недостающим деталями для такого задания служат разноцветные прищепки.
Взрослый и ребенок по правилам одевают недостающие детали на предметы. После того как ребенок будет ориентироваться в цвете, предложить следующее занятие.
3 «Повесить белье»
Совместно с ребенком развесить белье на веревку (заранее приготовить нарезанные квадраты разного цвета из картона, цветной бумаги и натянуть веревку для развешивания) по правилам, как в первом упражнении.
Вот несколько вариантов упражнений для занятия с одним основным предметом на один день. Рекомендуется выполнять эти упражнения для закрепления несколько раз.