Галина Шматкова
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с богородским промыслом «Богородские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Богородские мастера
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 10"
пос. Богородское
Конспект
Комплексного занятия по ознакомлению с богородским промыслом
в подготовительной группе.
Тема: "Богородские мастера"
Воспитатель
Шматкова Г. Н. Конспект занятия
Публикация «Конспект комплексного занятия по ознакомлению с богородским промыслом „Богородские мастера“» размещена в разделах
- Богородская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
"Богородская игрушка"
Цель:
Воспитывать и привязанность к родному посёлку, уважение к труду
народных мастеров (Максимова и Чушкина, закреплять знания детей о
богородском промысле, закреплять умение отвечать на вопросы
(Воспитывать культуру речевого обращения).
Учить детей изображать предмет с натуры, располагая предмет на всём листе
бумаги. Закреплять навыки работы с красками. Учить выделять в
изображении предмета главное. Развивать художественное восприятие
произведений народного искусства.
Материал:
Богородские игрушки, альбомный лист бумаги, карандаш, краскиВ трёх километрах от слияния рек Куньи и Дубны не возвышенном месте на
холме "Шихова гора" находится деревня Богородское. Уже несколько
столетий из поколения в поколение жители деревни из липы, осины, ольхи
делают игрушки. Традиции богородской игрушки сохранились и до нашего
времени. Мастера богородской игрушки удивительно чувствуют пластику
формы и очень лаконично передают её. Так, игрушка "Медведь под душе",
изображает медведя с поднятой вверх головой, а передние лапы двигаются
при помощи ниток и груза.
Известным мастером богородской резьбы является потомственный резчик
Николай Иванович Максимов. Отец его,- как и многие в деревне, был
"кузнечник"- из щепы делал игрушку "Кузнецы". Николай Иванович
сызмальства помогал ему, а потом и сам начал резать. Он прошёл творческий
путь от "щепной" игрушки до создания сложных скульптурных групп:
"Конёк-Горбунок", "Тройка", и другие. Его мастерство было высоко оценено
правительством и в 1943 году вместе с двумя другими мастерами с Туловым
и Зименым он был отозван с фронта, из самого пекла Тульской дуги, в
родное село для возрождения художественного промысла. Многие годы
Николай Иванович обучал резчиков в профессионально-техническом
училище. Своим ученикам он стремился привить навыки приёма резьбы, но
и любовь к природе. Ко всему живому.
Труд резчика изнурительный и тяжёлый. Резьбой в деревне в основном
занимались мужчины. И это не случайно. Здесь, кроме мастерства нужно
обладать физической силой, нужно быть достаточно свободным от других
хозяйственных дел, чтобы полностью отдаться этой кропотливой работе.
Глядя на скульптурную группу Чушкина живо представляешь, как в долгие
зимние вечера за столиком с чурочками и не хитрыми инструментами (нож и
стамески разных размеров) сидят отец и старший сын и работают. За их
спинами примостился младший сынок - помощник. У него пока не сложная
работа: пошкурить "стеклянной" бумагой готовые изделия, выполнить из
трёхгранной чурки простую фигуру, рассчитанную под окраску. Он автор
"серого товара", т. е. дешёвого. А в будущем - это самостоятельный резчик.
Может быть именно ему предстоит создать то, что потом многие поколения
богородцев будут повторять, воспроизводить тысячами, совершенную
технику резьбы. Разве не такая счастливая судьба ожидала игрушки с
движением, ставшие в деревне классическими. Это знаменитые "Кузнецы" на
планках, считающиеся эмблемой Богородского, это- "Солдатики", "Клюющиекуры" на балансе. Их выполняли безысвестные мастера прошлого, их режут
богородцы и сейчас. Эти игрушки полюбились детям и взрослым своей
занимательностью. Механизмы движения до чрезвычайности просты и
довольно разнообразны.
Многие художественные музеи страны хранят произведения богородских
резчиков, а также продукция фабрики художественной резьбы известно
далеко за пределами нашей страны. Сейчас наша игрушка "гостит" в 18
странах мира.
Поэты и писатели пишут стихи, песни, частушки. Сегодня я на занятии я
хочу прочитать стихотворение о богородском промысле, которое сочинила
воспитательница нашего сада Малиевская Наталья Викторовна.
Испытываем гордости чувство
Резьбы Богородской искусство
Известно всякому люду,
Игрушки из липы знают по всюду.
Наш народный промысел
Вам давно известен.
Как все начиналось
Давайте вспомним вместе
ХVII век, в деревенской избе
Качает дочурку мать в темноте.
Плачет ребёнок, его не унять.
Где же игрушку дочке достать?
Чурку на печке мама взяла
Что-то потом мастерить начала
Куклу Ауку сделала мать
Нынче не будет дочка скучатьОднажды она на базаре была
И куклу Ауку купцу продала.
Весть об игрушке по сёлам пошла
Работу резная артель начала.
Стали делать из липы зверей,
Игрушки - забавы, фигурки людей.
Слава пошла такая!
Открылась учебная мастерская,
Затем фабрика резьбы.
И не было в селе избы,
Где бы резьбой не занимались,
Знакомые образы восзодавались.
В подмосковной деревушке
Творили резчики Зимин и Чушкин,
А также Дворников, Орлов,
Пучков, Максимов и Смирнов-
Все знают наших мастеров.
Есть в Богородском и музей,
Всегда ждем в гости мы друзей.
Слушая это стихотворение, вы, наверное, вспомнили, как начинался этот
промысел, какая первая игрушка была сделана? Как её звали? Из чего была
сделана игрушка?
Почему именно из липы?
Какие богородские игрушки есть у вас дома?
Почему эти игрушки называются богородскими?Дети, сегодня мы с вами будем рисовать медведя. Посмотрите на него
внимательно. Что можно сказать про этого медведя, какой он? (Вместе с
детьми рассмотреть фигуру медведя, уточнить форму, предложить
нарисовать в начале карандашом, потом краской). Вместе с детьми сделать
анализ работ, выбрать самые достойные.
Провела воспитатель Шматкова Галина Николаевна