Галина Видишева
Мастер-класс для педагогов ДОУ по изготовлению тряпичных кукол «Игрушечных дел мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.
Ход мастер – класса :
1. Организационный момент.
Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
На приветствие приглашаю гостей.
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
2. Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Игрушечных дел мастера».
Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает. Зайди в любой магазин «Игрушки» и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману. А в бытность наших бабушек и дедушек игрушек особо не было, а если и были, то их изготавливали сами.
Что подходило для игрушки? Вот как об этом пишет вологодский писатель Василий Белов в книге «Лад» : «Когда бьют печь, кто-нибудь да слепит для ребёнка птичку из глины, если режут барана или бычка, то непременно разомнут и надуют пузырь, опуская в него несколько горошин (засохший пузырь превращался в детский бубен). Если отец плотничает, то обязательно наколет детских чурбачков. Когда варят студень, то мальчишкам отдают козонки (бабки, а девочкам лодыжки, охотник каждый раз отдаёт ребёнку пушистый белый заячий хвостик, который подвязывают на ниточку. Для детей специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски, куклы».
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Самой распространённой игрушкой любой семьи была кукла.
В куклу играли дети, куклы любили бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были тряпочки. Куклы так и назывались – тряпичные. В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол. В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук.
Куклы были разнообразные.
По назначению:
• игровая
• оберег
По образу:
• кукла-крестьянка
• кукла-барыня
По способу изготовления :
• сшивная
• несшивная (закрутка)
Традиционная кукла вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.
Изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.
3. Изготовление кукол.
Важно соблюсти одно условие – приступать к изготовлению куклы нужно в хорошем настроении, тогда и кукла принесет радость и удовольствие.
Сегодня мы изготовим двух кукол. Куклу "Ангел" - эта кукла оберегает и защищает человека от любой опасности и приманивает удачу. И куклу «Закрутку».
Для куклы «Ангела» понадобится: 1 лоскут ткани белый, комочек ваты, нитки.
- Берем лоскут ткани, кладем его перед собой.
- На квадратный лоскут посередине положите комочек ваты.
- Сложите лоскут ткани по диагонали.
- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел? Отрежьте концы ниток.
- Перевяжите ниткой по линии талии и завяжите узел, отрежьте концы ниток.
- Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.
Для куклы «Закрутки»понадобится 3 небольших лоскутка ткани - 2 белых и 1 разноцветный.
- Взять большой белый лоскут и свернуть трубочкой.
- Перегнуть трубочку пополам и завязать ниткой пониже места перегиба. Получилась голова и туловище.
- Берём маленький белый лоскуток и сворачиваем трубочкой.
- Вкладываем трубочку между согнутой большой трубкой под голову. Получились руки.
- Берём цветной лоскут, обворачиваем туловище и завязываем вверху под руками ниткой. Получился сарафан. Завязываем атласную ленточку по сарафану. Это пояс.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления по изготовлению тряпичных кукол и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.